
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
МИЦКЕВИЧ [393—394] МИЦКЕВИЧ р о п р и я т и я , к-рые могли р а з в я з а т ь а г р а р н у ю революцию и поднять крестьянство, встре чали упорное противодействие со стороны к р у п н о й ш л я х т ы ) , восстание это было подав лено у ж е весной 1831. П о к а М. хлопотал о поездке, все было кончено. П о л ь с к а я эмигра ц и я была охвачена раздорами и противоре ч и я м и . Тщетно силясь внести д у х «револю ционно-патриотического единства», сам он не входил ни в одну эмигрантскую г р у п п у , бу дучи однако по образу мыслей ближе всего к революционно-демократической группе Л е л е в е л я в П а р и ж е , к у д а М. переехал в августе 1832. З а это в р е м я он выпустил «Книги на рода польского» и «Книги пилигримства п о л ь ского», где стилизованной ритмической биб лейской прозой р а з в и в а л идею о мессианистическом назначении польского народа, о я к о б ы существовавшем в Польше равенстве и братстве, противопоставляя польский на род всем другим народам и п р и з ы в а я к наци ональному единству. Реакционный х а р а к т е р этих к н и г , о т р а ж а в ш и х некоторые особенно сти мировоззрения в основном революцион но-демократической мелкой ш л я х т ы , не слу чайно нашел д л я своего в ы р а ж е н и я религи озную форму. Подавление в о с с т а н и я 1830, борьба партий среди эмиграции, к - р а я М., не у я с н я в ш е м у себе ее классовых корней, к а з а л а с ь мелочной с в а р о й , з а с т а в л я л а его рее д а л ь ш е уходить от этой действительности. Р о м а н т и з м , нашедший свое завершенное в ы р а ж е н и е в «Конраде Валленроде», получил новый у д а р от действительности; М . попы т а л с я еше д а л ь ш е уйти от нее и п о п а л в мертвое царство религиозного мистицизма. П р а в д а , мистицизм М.» этого «якобинца», к а к его н а з ы в а л поэт-аристократ и реакционер КрасинскиЙ, был л и ш е н одной х а р а к т е р н о й черты—пассивности и покорности воле бож н е й — и впоследствии был значительно пре увеличен в классовых ц е л я х б у р ж у а з н ы м и исследователями М., но н а л и ч и я этой сторо н ы в мировоззрении и творчестве М. н е л ь з я игнорировать. - Со времени консолидации польской б у р ж у а з и и , пробуждения пролетариата П о л ь ш и и России националистическое польское д в и ж е ние потеряло свой демократический х а р а к т е р , все более з а о с т р я я с ь против идеологии п р о л е т а р и а т а , против идеи международной его солидарности. Идеи национального един ства, в з г л я д на историю П о л ь ш и к а к на по следовательное развитие свободы и братства, отраженные в творчестве М., были подхва чены т а к и м и н а п р . польскими м е л к о б у р ж у а з ными национал и стич. п а р т и я м и , к а к ГШС. Эти идеи приобретают у ж е х а р а к т е р контрре волюционного фашизма с момента возникно в е н и я империалистической П о л ь ш и . С этого момента затушевывать реакционную сторону демократизма М.—значит объективно лить воду на мельницу нац.-демократов. Именно э т у сторону законченно и завершенно выра ж а ю т «Книги народа польского» и «Книги пилигримства польского». Н а ч а т а я одновре менно с ними эпическая поэма «Пан Тадеуш» в ы ш л а в свет л и ш ь два года спустя—в 1834. Эта к н и г а представляет собой к а к бы памят ник уходящей П о л ь ш е , т а к о й , к а к о й она пре л о м л я л а с ь в сознании тоскующего по ее не повторимости М. Словно в л у ч а х заходящего солнца, проходят в поэме картины из ж и з н и мелкой ш л я х т ы с пирами и охотами, ссорами и драками из-за п у с т я к о в , с хвастовством и сутяжничеством, со всем веками устояв шимся, теперь уходящим бытом. Но все это 06лоо1Ска поэмы Мицкевича *Дзяды» освещено у М. такой любовной улыбкой г р у стного юмора, так подчеркивается основная черта всех этих шляхтичей—добродушие & и любовь к родине,—что все их отрицательные черты теряют свою остроту, смягчаются, вы з ы в а я у читателя добродушную у л ы б к у , а не отвращение. И к а к грустный рефрен, к а к напоминание о неповторимом звучат концов к и г л а в : «Уснул последний в Л и т в е возный трибунала», «Так у с н у л последний ключ ник Горешкова». П о с л е д н и й . . . последний... Этим напоминанием М. к а к бы п р и г л а ш а ет читателя не судить у х о д я щ и х . Это было последнее поэтическое произве дение М. Удручаемый т р а в л е й , поднятой про тив него аристократической частью эмигра ции, т я ж к о й борьбой з а существование, ду шевной болезнью ж е н ы , М. ничего больше не п и с а л , на несколько лет подпав под влияние у ж е несомненного мистика Товианского, проповедывавшего самосоверше! ствование, воз несение д у х а к богу ипокорность воле божьей. Эта с в я з ь порвалась л и ш ь в 1846, когда ожи вилось революционное движение в Европе. М,, считавший, что не с реакционными пра вительствами, а с революционными мас сами следует с в я з ы в а т ь с я защитникам поль-