
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
МИЦКЕВИЧ бургский период ж и з н и М. эта сторона его в з г л я д о в п р о я в л я л а с ь лишь в форме слабо еще тогда намечавшегося мессианизма. Мицкевич считал, что дело освобождения П о л ь ш и к а к самой демократической, по его м н е н и ю , с т р а н ы в Европе я в л я е т с я делом общечеловеческим и что в свою очередь п о л я к и , преданные своей родине, обязаны з а щ и щ а т ь интересы угне тенных всего мира. Эта и д е я , несмотря на то, что из нее ж е р а з в и л с я впоследствии и мес сианизм М., была несомненно идеей рево люционной, которая именно и позволила ему в отличие от многих его соотечественников и современников различать в России угне таемых от угнетателей. Описывая в своих стихах о России ненавистный ему Петербург, символизирующий д л я него, усвоившего не которые в з г л я д ы тогдашних с л а в я н о ф и л о в , — самодержавие, описывая парады и разводы ц а р я Н и к о л а я I, издеваясь над высшим пе тербургским обществом, он в то ж е в р е м я находит потрясающие образы д л я описания страданий русского народа. Это именно и позволило ему найти друзей сроди революционных к р у г о в того времени, подчеркнуть в своих произведениях, что его борьба направлена не против русского наро да, а против общих цепей польского и рус ского народа. В своем послании «К д р у з ь я м москалям» Фн пишет: чМоО нуСок, наполненный ядом, теперь опрокинут, И гневом палнщим полно мое горькое слово: В пек елРЗЫ отчизны кровавым потоком нахлынут И пусть прожигают... не вас, но лишь ваши оковы*. МИЦКЕВИЧ ченный крестоносцами, падает от и х р у к и . Здесь несомненно чувствуется влияние и Б а й р о н а и Ш и л л е р а , «Заговор Фиеско» ко торого М. в это время ч и т а л , и книг М а к ь я велли, эпиграф и з сочинений к-рого предпо слан «Конраду Валленроду». Но своеобра зие условий, определивших творчество М., породило и очень х а р а к т е р н у ю особенность этого произведения. Абстрактной субъек тивной шиллеровскоЙ морали здесь противо поставлен примат общественной целесообраз ности. Н а конфликте м е ж д у христианской моралью, привитой воспитанием, и любовью к родине и построена л и ч н а я д р а м а В а л л е н рода. Именно в этом, а не в т а к н а з . ^валленродизме&, модном течении, возникшем на ос нове поэмы и исказившем мысль М., з а к л ю чается идея произведения. Тем не менее не чем иным, к а к сознанием бессилия своего на рода перед могущественным врагом, к а к тем, В Р о с с и и М. пробыл до 1829, по" нескольку р а з м е н я я место жительства и переезжал из Петербурга в Одессу, в К р ы м , в Москву. З а этот период он написал р я д лирических и эротических стихов, крымские сонеты и по эму <=Конрад Валленрод*. П о с л е д н я я б ы л а признана польской и европейской критикой одним из величайших произведений мировой л н т е г а г у р ы , хотя ндея ее в ы з ы в а л а большие споры, особенно среди польской к р и т и к и , п о родив термин «ВЕигленродизм^, означающий предательскую т а к т и к у по отношению к вра г у . Герой поэмы Вальтер А л ь ф , будучи сы ном захваченной и порабощенной кресто носцами Л и т в ы , после смерти своих убитых теми ако крестоносцами родителей попадает в рыцарский замок, где его воспитывают хри стианином. Но находящийся в плену в з а м к е старый вайделот (литовский народный певец, аналогичный скандинавскому скальду) вну шает ему любовь к порабощенной Литве и ненависть к крестоносцам, В первом ж е сра жении Альф переходит на сторону литовцев, поселяется у литовского к н я з я Кейстута и ж е н и т с я на его дочери Альдоне. Но кресто носцы продолжают наступать. В а л ь т е р , видя бессилие своего народа противостоять наднигающейся лавине, решает пожертвовать своим личным счастьем д л я спасения р о дины. Он покидает семью и проникает в р я д ы крестоносцев, где под именем Конрада В а л л е н р о д а , строгой ж и з н ь ю и воинствен ностью добиваясь все более высоких ступе ней, становится наконец гроссмейстером о р дена. Достигнув этого, он рядом предательств приводит орден к гибели, а сам, разобла рсду> Мицкевича {русское издание 1S32) что М. не видел сил, способных этому в р а г у противостоять, может быть объяснено возник новение этого прои-ведения. «Конрад Валленрод» я в л я е т с я завершением определенного периода в творческом росте Мицкевича—его романтизма. В то ж е в р е м я здесь оконча тельно порывает с индивидуалистической р о мантикой, переходя к социальному пафосу. В 1829 М. п о л у ч и л н а к о н е ц разрешение на выезд з а г р а н и ц у , о к-ром долго х л о п о т а л . . Известие о польском восстании 29 н о я б р я 1830 застало его в Р и м е , М. не в е р и л в его успех. Поднятое польской ш л я х т о й и не под держанное к р е с т ь я н с к и м и массами (все ые-