
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
МИЦКЕВИЧ [380-390] МИЦКЕВИЧ ломатов, н а р я д у с другими к р у ж к а м и внеш не организованный по тину немецких сту денческих к р у ж к о в просветительского тина, В П о л ь ш е , к - р а я незадолго до этого подверг л а с ь третьему и последнему разделу, оконча тельно утеряв свою независимость, эти к р у ж к и конечно неизбежно принимали х а р а к т е р патриотических обществ» стремившихся вос становить независимость родины. Есть не мало у к а з а н и й на то, что этими обществами незаметно д л я них самих руководила доволь но с е р ь е з н а я конспиративная о р г а н и з а ц и я во главе с знаменитым Валерьяном Л у к а с и н с ким, впоследствии попавшим в л а п ы ц а р с к и х ж а н д а р м о в н проведшим целых 46 лет в оди ночном заключении в крепости, К р у ж к и су ществовали п о л у л е г а л ь н о . Именно в этих к р у ж к а х М. п о з н а к о м и л с я с учением фран ц у з с к и х утопических социалистов, в частно сти Сен-Симона, и с идеями Великой фран цузской революции. В 1822 по пустячному поводу вся м с л о д е ж ь , в к л ю ч а л и 11—12-лет них мальчиков, была схвачена и после след ствия, сопровождавшегося дикими истяза н и я м и , р а з о с л а н а по тюрьмам, сослана, сда на в солдаты и т, д . Б ы л арестован т а к ж е и Мицкевич. З а время своего пребывания в Виленском университете и (последние годы перед а р е • том) преподавателем гимназии в Ковно М. ВЫПУСТИЛ два томика стихов. В первый вош л и баллады, л и р и к а и короткое предисловие, и к-ром автор полемизирует с противниками романтической ш к о л ы . К произведениям по следней он причисляет свои б а л л а д ы , предста ла Тысааич. Иллюстрация {Париж, к ьОгаШа* 1 ;-• ~,1} Мицкевича вляюшие обработку народных песен и легенд. Второй томик з а к л ю ч а л мелкие стихи, поэму «Гражнна» и драматическую поэму «Дзяды* в о т р ы в к а х , в составе пролога и второй и чет вертой частей. Н а ч а в свое творчество с идил л и й , еще сильно отмеченных влиянием клас сицизма, М. все более переходит на позиция романтизма, по мере того к а к содержание его творчества обогащается новыми, идущими с З а п а д а идеями, ломающими застывшие формы классической поэтика. Уже в этих д в у х т о м и к а х , в значительной части еще наполненных индивидуальной л и р и к о й , попадаются стихи, отражающие ре волюционные настроения М.: «Ода к молодостга>, в к-рой он призывает столкнуть земной ш а р с заплесневевшей к о л е и и к-рую закан чивает словами: ^Здравствуй, з а р я свободы, з а тобой взойдет солнце спасенья»; вторая часть драматической поэмы «Дзяды», где М. выводит дух помещика, истязавшего своих к р е с т ь я н . Но н а с к о л ь к о эти идеи (в то врвмл, во всяком случае) еще не вошли в плоть и кровь М., показывает р я д сцен в тех же «Дзлдада из ж и з н и крестьянства, и з о б р а ж а ю щ и х эту ж и з н ь в довольно идиллических к р а с к а х . Здесь л и ш ь наметились т е в з г л я д ы М., к-рыс впоследствии заставили его к общему негодо ванию ш л я х е т с к о й эмиграции з а я в и т ь , что жестокая р а с п р а в а к р е с т ь я н с помещиками в Галиции в 184G—дело вполне естественное, к-рого всегда следовало о ж и д а т ь , и которые еще позднее, в 1849, привели его к утворл*дснию, что «современное понятие собственности и семьи станет таким ж е ненавистным, каким стала королевская властью. Но н е л ь з я тут ж е не отметить крайне вредную и в настоящее в р е м я имеющую объективно - реакционный смысл ошибку исследователей, пытающихся причесать М. под социалиста; они не учиты вают и реакционной стороны его в з г л я д о в , к - р а я о т р а ж а л а с ь в его творчестве и которая сейчас используется национал-демократами. В тюрьму М. п о п а л мечтателем с неопре деленно революционными настроениями. Вы шел ж е он оттуда целеустремленным борцом з а независимость родины, с установившими ся в з г л я д а м и , х а р а к т е р н ы м и д л я тогдашнего польского освободительного д в и ж е н и я , с за каленной ненавистью к царизму. В одной, иэ последних частей «Даядова, куда М. ввел сцены тюрьмы, следствия и бичевал ц а р с к и х опричников, он отразил это свое перерожде ние лирика-мечтателя в поэта-борца, заста вив своего героя Густава написать на камен ном столбе, поддерживающем своды тюрьмы: * D . О, М. Guatavus o b i i t М. D . C . C . C , Х Х Ш Calendis novembris, hie natus est Conrad из M . D . С, С. С. X X I I I Calendis novembria* (Гу став умер ноябрьской ночью 1823. Здесь ро д и л с я Конрад ноябрьской ночью 1823). М. был освобожден из тюрьмы в апреле 1824 на п о р у к и знаменитого впоследствии в о ж д я повстанцев Иоахима Л е л е в е л я , в то время профессора Виленского университета. В октябре того ж е года ему был вручен при к а з немедленно выехать под конвоем ж а н д а р мов в П е т е р б у р г . Здесь он сблизился с рус скими литературными к р у г а м и , с П у ш к и н ы м , сошелся с декабристами Б е с т у ж е в ы м и Ры леевым. Н а ц и о н а л и з м М. был л и ш е н в то время черт национального шовинизма, проявившихся впоследствии в его «Книгах народа польского» и «Книгах пилигримства польского*, напи с а н н ы х н период у п а д к а и растерянности, после подавления восстания 1830, и сконцент рировавших в себе все мистические реакци онные элементы его мировоззрения. В нс п JJт