
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
МЕЦАРЕНЦ [291—292] МЕЦЕНАТСТВО& ствительности. Е г о герои — бесплодные и с к а т е л и , они гибнут, не находя выхода и з объ ективных условии жизни и не понимая к л а с совой борьбы (рассказы и романы: «Vahesaare V i l l e m * , «Taavet Sooveres, «Tohouja A n tnn» и другие). Д л я дальнейшей эволюции его творчества характерны полный отказ от р е альной действительности, уход во внутрен ний м и р , т я г а к психологическим пробле мам (романы: «Еппае inimest*, «Valge рПу», «Jumalata», драма «Kmdrali poeg» и д р . ) , пе реходящая в мистицизм (*Jaljetu naucb, «Рнnana t u u b и д р . ) . В последних своих рома н а х М. ищет выходя д л я своих героев в воз врате к земле, физическому т р у д у , в кресть янском хозяйстве новопоселенца (дРипапа tuul», 1928). Он находит («Рг. Arraste j a Ро~ jacb, конец 1930) спасение в духовном пере рождении человека, в какой-то высшей н р а в ственной истине. П о политическим установ кам все эти произведения близки к фашизму, несмотря на то, что Метсанурк критикует капитал, общество, «сочувствуете угнетенным, обездоленным, ВСРМ «мелким ЛЮДЯМ*. Е г о ге рои-искатели мечутся в пгисках жизненной правды, ищут идеал& в общечеловеческой л ю б ви и, разочаровавшись, гибнут («Kindrali р о eg»—«В безысходное тупике»). Особенно я р ко близость к фашизму в ы я в и л а с ь в попытке М. отобразить коммунистическое подполье. Автор самым беззастенчивым образом к л е вещет н а эстонское коммунистическое дви жение, развивает свою контрреволюционную фашистскую теорию. «Fa lyetu Mandb— л и тературно-художественное орудие в р у к а х фашизма. Последнее обстоятельство естест венно обеспечило автору весьма благопри ятную к р и т и к у к а к в б у р ж у а з н о й , т а к и социал-фашистской прессе и почетное место председателя «Эстонского литературного об щества». Библиография: II. K a m p m a n n М . , Eest] KirJanduseloo peajooned, III: T u g U s F t , , M , Metsanurlt; P G t i g e l m a o n H . , Oras, 1927. Г. Пбгвльмап М Е Ц А Р Е Н Ц Мисак [1885—1908] (псевдоним М е ц а т у р я н а М и с а к а ) — з а п . - а р м я н е кий поэт, романтик. Примыкал к группе поэтов «Турецкие армяне", находившейся под силь ным влиянием французских символистов. Основные мотивы поэзии М е н а р е н и а — п р и рода, любовь — окрашены безысходным пес симизмом. Творчество М. отряжает мироощущение а р мянской мелкобуржуазной интеллигенции, не сумевшей приспособиться к новым капитали стическим отношениям. Поэт и пет выхода и з капиталистической черствите тъности в «идил лии» д t р г 4i f TICK о г о быта. Лирика Ы. отличается формальным мастер ством, в этом его особое значение в з а п . - а р мянской лит-ре. При жизни поэта были изда ны две к н и ж к и стихов: «Циацан» (Радуга) и «Нор тахер* (Новые песни). В 1924 вышел сборник избранных стихотворений М. Некото рые его стихи переведены на русский я з . («Ночысладогтна...* яНа рассвете», и др,). в . А . МЕ Ц Е Н А Т С Т В О [от имени римского вельмо ж и Мецената, умершего в 8 г. до нашей э р ы ] — х а р а к т е р н а я д л я эпох господ :тва дворянства н б у р ж у а з и и а д а т е р и а л ь н а я поддержка деяте 1 ь 1 л е й лит-ры и искусства (подарки, пенсии, премии, синекуры и т . п . ) , осуществляемая в порядке личной инициативы отдельными представителями господствующего к л а с с а и имеющая своей конечной целью максималь ное подчинение деятельности поэта и л и х у д о ж н и к а своим интересам, а через это ин тересам своего к л а с с а . В наиболее прими тивной форме меценатство возникает н а п о чве материальной необеспеченности писате лей в те э п о х и , когда отсутствует ш и р о к и й к н и ж н ы й рынок. «Господствующая на р а н них ступенях общественного развития х о з я й ственная система предопределяет неизбежно и производственный т р у д х у д о ж н и к а (рав но к а к и его социальное положение). П о добно тому к а к материальные ценности про изводятся и л и д л я собственного потребле н и я , внутри домашнего (ойкосного) х о з я й ства, и л и ж е н а з а к а з , и л и ж е наконец н а р ы н о к , т а к точно в области создания х у д о жественных произведений д р у г д р у г а сменя ют те ж е самые формы производства» ( Ф р и ч е , Социология искусства). Б понятии М. и .объединяются т а к . обр прежде всего те формы материальной зависимости х у д о ж н и к а от господствующих классов, п р и которых он я в л я е т с я частицей домашнего и л и дворцового хозяйства своего покровителя—представителя рабовладельческой (пгзднее феодальной) а р и стократии, С некоторыми изменениями эти формы М. повторяются н а п р о т я ж е н и и а н тичной и феодальной общественных формаций. Т а к о в о было положение х у д о ж н и к а в древнем Египте, в Индии, в древней Греции (М, т и р а нов П о л и к р а т а , Гиерона и д р . ) , в Риме, где в деятельности Мецената явление это получа ет особенно четкое в ы р а ж е н и е , и наконец в каролингской монархии (Академия К а р л а ) . П р а в д а , эпоха развитого феодализма выдви гает в формах мейстерзанга цеховую органи зацию поэтов-ремесленников. Н о в эпоху распада феодализма и р а з л о ж е н и я цехового ремесленничества ремесленник-поэт опять у с тупает место придворному поэту-слуге (ср. М, и т а л ь я н с к и х владетельных фамилий—Меди чи во Флоренции, Е о р д ж и а в Р и м е , Вис конти в Милане, д&Эсте в Ф е р р а р е , К о р н а р о в Венеции и др.)- Н а последнем этапе распада феодализма поэт при дворе абсолютного м о н а р х а или вельможрг снова «попадает почти в то ж е положение, в каком он н а х о д и л с я в феодально-ойкосност хозяйстве, с той р а з н и цей, что он у ж е не был крепостным, не счи т а л с я и valet de chambre, а п р и г л а ш а л с я вре менно к о д в о р у з а определенную д е н е ж н у ю , а не натуральную * плату» ( Ф р и ч е)- Н а этой ступени М. чаще всего принимает форму «монарших милостей», н а г р а д , с и н е к у р , п о четных званий и т. п. н 4 Н а р я д у с «лауреатами» и «притворными п и итами» покровительствуемые писатели начи нают занимать разного рода придворные з в а ния и должности (секретари, чтецы, директоры придворных театров, воспитатели и т. д.). Сюда ж е следует отнести «цензорские** д о л ж н о с т и . * Абсолютная м о н а р х и я п р а к т и к у е т т а к ж е выдачу пенсий. С выделением королевского х о з я й с т в а из государственного и с образова нием государственного бюдясета н а р я д у с пен-