
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
МЕТР [289—290] S. МЕТСАНУРК я гости к нам», где ф л а г и замещают к о р а б л и (часть заменяет целое, pars pro toto). Смысл М. состоит в том, что о н а выделяет в явле н и и свойство, которое ло своему х а р а к т е р у мо ж е т замещать остальные. Т а к . о б р . М. по с у ществу отличается от метафоры, с одной сто р о н ы , большей р е а л ь н о й взаимосвязью вамещагощих ч л е н о в / а с другой—большей огра ничительно стью, устранением тех черт, кото рые не д а н ы в данном я в л е н и и непосредствен н о . К а к , и метафора, М . п р и с у щ а я з ы к у вооб щ е , но особенное значение "имеет в х у д о ж е ственно-литературном творчестве, п о л у ч а я в к а ж д о м конкретном случае свое классовое н а сыщение и использование» В советской лит-ре попытку м а к с и м а л ь н о го и с п о л ь з о в а н и я М. и теоретически и п р а к т и чески д а л и конструктивисты (см. «Конструк тивизм»), выдвинувшие п р и н ц и п т а к наз.^локалъностиг- (мотивировку словесных средств темой произведения, т . е. ограничение и х р е а л ь н о й зависимостью от темы). Однако эта п о п ы т к а не была достаточно обоснована, п о с к о л ь к у выдвижение М. в у щ е р б метафоре незакономерно: перед нами д в а р а з л и ч н ы х п у ти установления связи м е ж д у я в л е н и я м и , обо г а щ е н и я нашего з н а н и я о н и х , не исключаю щ и е , а дополняющие д р у г д р у г а , л. т. МЕТР—^термин античного с т и х о с л о ж е н и я , б у к в а л ь н о : м е р а стиха, т . е . обозначение той единицы, к - р а я л е ж и т в основе р и т м а данного стихотворного п р о и з в е д е н и я . Содержание это не имело особенно устойчивого значения: под метром разумели и стихотворную строч к у (стих), и часть строки ( н а п р . диподия), и стопу ( я м б , хорей), и определенную последо вательность стон (например гекзаметр), и да ж е строфические образования ( н а п р . «горацианские метры»). Понятие М, в теории антично го (древнегреческого) стиха имело т а к ж е бо лее широкое значение, обозначая вообще сти х о т в о р н у ю р а з м е р н у ю речь в отличие от ритма, к-рым античные теоретики обозначали не т о л ь к о р а з м е р , н о и напев, связанный с этим размером. Т о обстоятельство, что поня тие М. в о з н и к л о в античном стихе, ритмич ность к-рого с в я з а н а с временными долгот ными соотношениями слогов ( т а к н а з . коли чественное стихосложение), з а к р е п л я е т его именно з а античным стихом в противовес н о вейшему с т и х у , в основе которого л е ж и т соот ношение у д а р н ы х и безударных слогов ^так н а з . качественное стихосложение); в этом смысле метрический стих — стих античный, основанный п а изохронизме (см.), т . е, н а равенстве во времени единиц ритма стиха. У ж е в средние века теоретики поэтому проти в о п о с т а в л я л и п о н я т и я М. и ритма, р а з у м е я под первым античный стих (количественный), с о д вторым — н о в ы й стих, основанный н а ударности. Т а к . обр. понятие М. в пшроком смысле я в л я е т с я видовым л о отношению к понятию ритма, обозначая одну и з систем стихосло ж е н и я (античную). Однако это понятие упот ребляется многими и но отношению к совре менному стиху, что в р я д л и оправдано и вле чет к недоразумениям, т . к . в термин М. вкл,*У д ы ш е т с я у ж е новое содержание (см. ^Memim;са*, ъРитмцкаъ)* Литературная энциклопедия, т. VII МЕТРИКА—-учение о метре стиха. Форма листический термин, по существу лишенный с о д е р ж а н и я : в широком смысле ему соответ ствует с т и х о с л о ж е н и е , ?же—учение о ритме стиха, т . е. р и т м и к а . В обоих с л у ч а я х М, представляет собой просто п а р а л л е л ь н ы й термин; однако его до сих п о р у п о т р е б л я ют еще довольно часто, п р о т и в о п о с т а в л я я в известном смысле ритмике. Это противопо ставление идет еще от античного стихосложе н и я , где оно было вполне законно; п о с к о л ь к у античный стих х а р а к т е р и з о в а л с я тем, что в нем текст был с в я з а н с напевом, теоретики отличали ритм (и тем самым ритмику) к а к соединение напева и текста и метр (метрику) к а к текст без напева. В новом стихосложении, где напева у ж е нет, это противопоставление и з л и ш н е : н а л и ц о только один текст, ритми чески о р г а н и з о в а н н ы й . Необходимость в д в у х терминах поэтому отпадает, понятие ритмики поглощает понятие метра к а к видовое. Од н а к о исследователи стремятся в ряде слу чаев у д е р ж а т ь оба эти термина. Зто стрем ление д а л е к о не случайно: по существу оно имеет чисто идеалистические предпосылки. Отстаивая противопоставление метрики и рит ма и тем самым существование М,, сторонники М . (у н а с А . Б е л ы й , формалисты) выдвига л и учение о метре к а к идеальном законе& о р ганизации с т и х а и о ритме к а к реальном его осуществлении в результате взаимодей с т в и я метрического «закона» и косного ма т е р и а л а — человеческого я з ы к а , ему сопро тивляющегося. Т а к , о б р . понятие метра л и шается в с я к и х социально-исторических пред посылок, что определяет и М. к а к абстрактное учение об отвлеченных неисторических з а к о н а х организации стиха. В этом п р и н ц и п и а л ь н а я неприемлемость п о н я т и я метрики (и вооб ще противопоставления метра и ритма). Оно я в н о противостоит диалект и ко-матери ал истическому подходу к ритму стиха, стремящему ся в каждом данном случае раскрыть ритм к а к один иа моментов данного классового стиля и тем самым найти его социально-историческую природу, его классовый смысл и ф у н к ц и ю . Библиография? Литература по М. носит в основной массе формалистический характер. Б е л ы й А н д р е й , Символизм, М., 19^0; Е г о ж е , О ритме, «Горн», 1920, 5; Е г о ж е , Ритм как диалектика и «Медньгй всадник*, Исследование, М,, 1029; Ж и р м у н с к и й В. М., Введедиен метрику, Теория стиха, иад. «Аса de mi а», Л . 1925 (в примечаниях—иностранная и русская библиография но истории и теории стиха); Т и м о ф е е в Л . , Проблемы стиховедения. Материалы к социологии стиха, изд. «Федерация*, М., 1981 ( г л . «Ритм и&метр»); Б а л у х а т ы й С , Теория литера туры. 1. Общие вопросы, иад. «Прибой», Л . , 1929, с т р . 166 и след. Обширную библиографию дает статья Н аb е г m a n n P., Metrlk, «Reallexibon der deutacb.cn Lileraliireeacrncntea, Band II brag, von P. Merlcer una blammler, см статьи ^Стихосложение», * Ритми ка», «Метр*. Ji. Т. ( ( ш Библиография; S a r a n Г г . , Deutsche Yerslehre, 145, 201/2, «Metrum», M . , 1907, Л Т. МЕТРИЧЕСНОЕ еСиШХОСЛОЖсиивЯш С Т И Х О С Л О Ж Е Н И Е — см, МЕТСАНУРК Майт [1879—]—псевдоним совримешюго эстонского писателя Э д у а р д а Г у б е л ь (Hubel). р . в крестьянской семье, В лит-ро выступил в начале X X в . М-—писатель упадочной эстонской мелкой б н & / к у а з и и , недовольной своим положением и не видящей выхода иа капиталистической дей10