
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
МЕЛОДРАМА [321—122] МЕЛОДРАМА л е й , дворян и попов сочетаются теперь с на н и к у построения интриги. В этом отношении падками на б а н к и р о в , спекулянтов и про учителем М. я в и л с я Скриб (см.), сам написав мышленников, которые занимают место средн ший немало М, П о стопам этого плодовитого «злодеев» М. Прославление рабочей блузы и драматурга-*промышленника», типичнейшего у н и ж е н и е ф р а к а становятся излюбленными среднебуржуазного п и с а т е л я с е р е д и н ы Х Г Х в . , мотивами М. этого периода. Абстрактный мо последовали Анисэ Б у р ж у а и Адольф д&Эннер а л ь н ы й антагонизм переводится н а социаль р и , возродившие в усовершенствованном в и н у ю почву, приводит к п о к а з у противоречий де сентиментально-мещанскую М., но стремив м е ж д у богатыми и бедными, к пропаганде шиеся вытравить и з нее революционную «за имущественного равенства. Сюда относятся М. разу» 1830 и 1848. Пьесам Анисэ, д & Э н н е р и и п о п у л я р н о г о романиста Эжена Сю (см.), и н их соратников свойственна ч е т к а я классовая сценирующие его р о м а н ы , затем—Феликса идеологическая направленность М. в сторо П и а (см.) («Разбойник и философа, 1834, «Два ну пропаганды б у р ж у а з н о й м о р а л и , занима слесаря», 1841 .«Парижский тряпичник», 1847, и т е л ь н а я ф а б у л а и эмоци о паль но-патетически и д р . ) и Эмиля Сувестра (см.) («Богач и бедняк»). стиль. К а к «драма д л я народа» М. продолжает Несмотря н а р а д и к а л и з м этих авторов и мель существовать в течение всей второй половины кающие у них подчас «социалистические* пот X I X в . [ к этому времени относится появление к и , они не поднимаются однако до подлинно т а к и х «шедевров» М., к а к «Две с и р о т к и » д & Э н глубокой к р и т и к и б у р ж у а з н о г о общества и са нери (1S74), «Два подростка» д е - К у р с е л я и др.]. ми остаются его типичными представителями. о к а з ы в а я вреднейшее в л и я н и е н а массового Особенно н е н о ш е н ы оппортунистические, фи з р и т е л я . Это з .ставило у ж е в X X в. высту листерские тенденции М. П и а при всей ее вне пить против М. Ромэн Р о л л а п а , разоблачивше шней «революционности». Это отметил у ж е го ее к а к фальсификат бурлсуазного искусст Маркс, беспощадно разоблачавший П и а (в его в а , к а к «великого мастера морочить голову» политической и художественной деятельности) массового з р и т е л я , к а к попытку империали к а к носителя «мелодраматической стической б у р ж у а з и и использовать деградиро л ж и , апеллирующей к сердцу обывателя^ вавшую штампованную М. д л я реакционного (Собр. соч., т . X X I I , с т р . 39). Не менее резко отзывался Маркс л о Сю, н а з ы в а я его «адвокатом благотворительности» и у п р е к а я в идеологической мистификашш, к-рую Маркс считал х а р а к т е р ной чертой всего бурл^уазного ро м а н т и з м а . Эти в ы с к а з ы в а н и я Маркса лишний р а з подчеркива ют н а м , что при всей большой разница, к - р а я имеется между М б у р ж у а з н ы х авторов,вродеПикср е к у р а и Д ю к а н ж а , и М. авто ров " м е л к о б у р ж у а з н ы х , вроде Пиа и л и Сю, мы имеем в обоих с л у ч а я х в сущности один к л а с совый ж а н р , мистифицирующий и л а к и р у ю щ и й действительность г. интересах р а з н ы х прослоек б у р ж у а з и и . Посте ликвидации революционного 1848—1849 roja мел к о б у р ж у аз по -рез о л ю и по иная •струя в ме ю д р а м е постепенно Иллюстрация к мелодраме «Лизбвта* или Дочь земледельца* згесякг^ет, и мелодрама снова пе реходит на рельсы «добропорядочной», охра воздействия на пролетарского з р и т е л я , п о нительной б у р ж у а з н о й м о р а л и . сещающего маленькие театры рабочих к в а р Одновременно с всплеском социально-по т а л о в П а р и ж а , где М. продолжает д е р ж а т ь с я литической струи в М. происходит ее своеоб до наших дней. р а з н а я поэтическая к а н о н и з а ц и я в театре Возникнув и развившись во Ф р а н ц и и , М. «Французской комедии» в качестве «высокого» переносится в соседние страны, где пускает ж а н р а романтической драмы (или трагедии). прочные к о р н и , с о х р а н я я ту ж е идеологиче Н о , несмотря па всю близость ид ей но-образ с к у ю направленность и образную структуру, ной структуры и драматургической техники что и во Ф р а н ц и и . Типологические различил пьес Гюго (см.) и Дгома-отца (ем.) к традици м е ж д у М. р а з н ы х европейских стран объяс ям старой, авантюрно-зрелищней, историчес няются в конечном счете теми различиями, к о й и экзотической М . , г л а в а р и романтиче к-рые имеются ме к д у социально-политическим ского-& театра решительно отрицали плебей уровнем б у р ж у а з и и соответстгующих стран. с к у ю генеалогию своего ж а н р а . Когда посте Р а н ь ш е всего ф р а н ц у з с к а я М. у к р е п л я е т с я п р о в а л а «Бургграфов» [1843] Гюго отвернул в А н г л и и , где насадителем ее был подража с я от т е а т р а , «высокий* ж а н р пошел н а сбли тель П и к с р е к у р а Томас Х о л к р о ф т («Тайна», ж е н и е с «низким», к-рый воспринял от перво «Глухой и немой?^—обе в 1802). Однако у ж е го стремление к правдоподобию иэобранса- до этой пересадки французской М. в Англии -емых событий, а т а к ж е более высокую тех имелись зародыши собственной М., р а з в и в а в -