
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
МАЯКОВСКИЙ застыла наваллерия. острот, поднявши рифм отточенные пини, И лее поверх BVOOB вооруженные войска, что двадцать лет в иобедах про летали, до самого последнего листка И отдаю тиОе, планеты пролетарий». [71-72] МАЯКОВСКИЙ У Маяковского было, что отдать проле т а р и а т у . Если д о р е г ю д о ш ш ш а я поэзия М., примерно за восемь лет, вместилась в одном томе, то 1тпр^пп&ттпттптшя?Г~д?1 12 лет, потре бовала девяти томов^ и это далеко не все, что было написайТТ М. после революции. Революционная атмосфера, органическое уча стив поэтическим словом в революционной бо*ьбв пролетариата вызвали и бурную, ки пящую поэтическую деятельность и много образно ж а н р о в . Мы найдем у Мгяг;озского и ре в ол юцио н ны й п л акат, нарисованный поэ том, и поэтическую йдащд&цс нему (см. сбор ник «Грозный смех»), и политический лозунг, упорядоченный ритмом и обрамленный риф мой («На польский фронт! / Под винтовку!/ М и г о м : / Е с л и быть не хотите/под панским игом»), и рекламу длд^о.ветских торгующих организаций в период нэпа («Нигде jcpojie, к а к в Мосселыгроме*). Он пишет огромней шее количество агитационных стихотворений (типа «Рассказ про то, как_кума о Врангеле толковала бэз всяко го"""у"Ж?7 «Даешь мотор», «О. Д . В, Ф.», «Вот д л я чего м у ж и к у само лет*, «О том, к а к некие сектанты зовут рабочего на танцы*, « Н а г р у з к а н а макушку» и т. д,), агитяоэм («Сказка о дезертире», «Обряды», «Летающий пролетарий», «Ни зна х а р ь , ни бог, ни ангелы бога — крестьян ству не подмога» и т. д.). Он разрабатывает темы детской л и т е р а т ^ ш л ^ ^ г д ^ и достигает значительных успехов («Прочти и к а т а й в П а р и ж и в Китай», «Эта к н и ж е ч к а м о я , про моря и про маяк», «Что ни страница, то слон, то львица» и др.). Его марши_ р^?певают по всеместно юные пионеры нашей страны. Ои выдвигает идею создания театра памфлетнопубдицисгичвекого, политически заостренно го, как большевистский лозунг к политиче ский плакат. Маяковский создаст в области, ддтматургпи такие пьесы, к а к «Мистерия Буфф*, чсКлоп* и «Блнн*^ к-рым предшествовал опыт трагедии >нттгМаяковекнй». Он по удовлетво ряется созданием&йьес, его тянет .ь^лщрк, н пп создает для цирка сценарий «Москва горит* («массовое действие с песнями п словами»). М. делал и сценарии для кушо^д.дисал про заические вещи («Мое открытие Америки»— очерковый отчет о поездке писателя з а гра ницу), он выступал и но теоретическим вопро сам ( с м . напр. его стенограммы ГЛЗступлении па диспутах по искусству, по вопросам быта) п со статьями (к примеру «Как_де,Лать стихи»). По и пьесы М. и прозаическая его работа (исключая статью «Как де; гть стихи», пред ставляющую значительный теоретический интерес) отступают перед его поэтической деятельностью. В этой области он является подл пн н щ _ н о в ато ром, по всем линиям про 1 тивопоставляющим свою поэзию поэзии бур¬ жуазно-дворянской. У М. были свои пред шественники. Это л и н и я публицистической и политической поэзии революционной демо кратии. В русской лит-ре—эдо Щкл^асов КуродддДд л^eфoл^в ДЪльц-MиjIЛep, с своих позидилооТттогатТеся с кан&тами дворянской элегическойэстетики, в зап,-европейской—это fiр.ря.ичт,.СеДие Ф р е й л и г р а т , это поэты фран цузской, немеш^оТ^революций. М. у ж е в н а я а л е ^ у л о ж е с г в е н н о й деятель ности противопос гавлял свой поэ гический сло варь словарю символистской буржуазно-дво рянской л и т - р ы заботившейся об изысканн о - у т о н ч е н н о ^ ^ П ^ ^ № е т г н о с т выражений, о мелодичной, м я г к о й " эвфонии стиха, р а с считанного на б у р ж у а з н ы й салон, на рафини рованного интеллигента. Словарь М.—это словарь улидной^щлпьг. «Улица корчится безя з ы к а л , ей нечем кричать-чз—разговаривать»— вот на кого рассчи &ываег и д л я кого создает М, свои сгихи. Вульг_^измь1^г^адаадизмы, ж а р г о н улицы вры в ахо^грГлггТб^зшо|Мащсовского, и оп намерен опоэтитаров^гтггеТоТреализовать при помощи этого я з ы к а свои эстети ческие к а н о н ы . В футуристах, идущих с Ма яковским, б у р ж у а з н а я поэзия увидела страш ного врага, способного опрокинуть б у р ж у азную поэзию. Зинаида Гиппиус в 1914 в испуге писала о его работе, р а з р у ш а ю щ е й эту поэзию: J т , : «Не мало слов о подолом грязным Войти боялись,.- А теперь Каким ручьем однообразный! втекают в сломанную дверь. Втекли, вшумели и впылились.,. Грохочет уличная рать...в Революционный период поэтической д е я тельности М. поставшгттеред^ним задачу ис пользования в поэзии я з ы к а пролетарской социалистической револчо*г^т7и^я^ык= его поэ зии приблизился к разговорному и ораторско му я з ы к у шир о чай игаЗГрев!олКЛГШТГНБТХ масс нашей страны. Появились новые ритмы, риф мы, обновился весь строи изобразительных средств. М. к у л ь т и в и р у е т стих чисто тони ческий, а именно разговдрно - ор.чторский стих, р а з р у ш а я символистскую строфику. Р а з о р в а н н а я строфика М. выделяет не рит мические группы стиха, к а к это бычо у сим волистов, тсоторые--н^гтейнрй ритмичностью стиха р а с т в о р я л и определенность смысла в музыке_на^тро.едай: Маяковский подчерки ваем&структурой своего отиха_идеi йну ю, смыс ловую его сторону. Когда М. грас|шч^ски разрывает ритмически упорядоченные стихи: "Мне нашивать на бронзы многопудье, мпе наплевать на мраморную слпаь. Сочтемся славою,— В"Дь мы спои Ж л ю д о пускай нам иПщхтм памятником Судет построении ii в Ооях социализм», то этим он подчеркиаа^т^^мысллвда^^сторону -графически вътдаадаацлх^интаксичеекпх групп. Этот тип стиха теперь широко приме няется в советской поэзии (см. стихи Асе е¬ ва, Кирсанова, отчасти БагрицкогоГЗЗЕарова,