
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
МАЯКОВСКИЙ [65—№] МАЯКОВСКИЙ философия н а г л у б о к и х м е с т а х ^ Д у б л и ц и с т и ческТТе- стихи типа «Товарищу Нетто—паро ходу и человеку» и «О с^вр^еиезг* паспорте» есть образцы высокохудожественных • произ ведений. Б о л ь ш о е внимание М, уде л я^т_ п нтг Q Й. борь б е . Он отстаивает свои позишш—подзвд„,пvpлицистической и политической Т1"одновременно глубоко лирической, борется з а п ^ ^ и ц и с т и ческую пе Сидат-пOTIи пГСеский&"фельетон, агитстихотворение. Поэт прекрасно понимал, что в с я к а я р е в о л ю ц и я , а социалистическая тем более, В поэяии_вк^ынад.ъ-ц-^ гг ^П1 «отштттпос к у ю л и р и к у и сатиру, в ь щ Ь ч т г а е х л ^ п е р в ы д план- п у б л и ц и с т и ч е с к й ^ ж а н р ы . В целом ряде стихотворений М. с могучей поэтической страстностью утверждал свое по нимание задач поэзии (см. « Венера.ШЕЛ осекая ^и В я ч е с л а в & Ш л т п ч Ш и » " , «Т^еТдою Есенину», «Письмо п и с а щ л л Владишгра Владимировича Маяковского писателюЙлексёй^13аТТСимовичу .Горькому», «Послание л рол едарским поэтам», «Марксизм — о р у ж и е , огнестрельный метод. Применяй умеючи метод этот», «Разговор с фи нинспе кто ром 4 н оэ э ии» и др.)&. В автобиограс5ии"&*М. п и с а л : «„Хорошо & считаю п р о г р а ^ ш н о й ^ в е щ ь ю , вроДИ& иШ1Шв. в штанах"/--^югчТврйл^^ 11928] вбирает в себя весь опыт работы поэта чнд" jJtoMofi «Ленин*. Поэму «Хотдано* при ее появлении в свет к р и т и к а встретила чрезвы чайно сдержанно. А между тем это действите л ь н о величайшей силы поэма. По сатирической остроте первые главы поэмы—это едва ли не самое лучшее в д а и ю й литере из ир о 1 з в е д о н ий, 1 посвященных оазоЬТтрп^жкг нного правительства", м очень смело пародиру ет сцену и з «Евгения О в ^ ц д н ^ ^ Ц ^ ь я н а — н я н я ) , издеваясь над i l 7 FT Милюковым и Кусковой. С неменьшей силой лирического н а п р я ж е н и я даны в поэме к а р т и н ы д к т я брьоких боев в Питере, ощртхеТгт!е втДемени эпо х и военного коммунизма. Это поэма бодро сти, радостного чувства^л10^елсд^кдов^ со циализма. Здесь с о редел ьной~^с1шстью вы р а ж е н о Маяковским то понимание борьбы за социалистический строй, к а к о е раньше у него л и ш ь смутно пробивалось, выражено пони мание связи к а ж д о г о этапа борьбы с конеч ными целями пролетариата- & у е т а т п т е н и е м социалистического общества. И М. показы вает, к а к в ходе&" самой борьбы нарастают элементы с о ци ад изздд>-и__ к а к хоро ш о , .как ра достно ощущать живое д е л о ; ТТЫрастающее в жесточайшей борьбе, сквозь голод, холод, к р о в ь , невероятные страдания («Но землю,/ с которою / вместе м е р з , / в о в е к / разлюбить нельзя».—•*Я / з е м л ю / э т у / л ю б л ю ! / М о ж н о / забыть / где и когда / нузы растил / и зобы, / но землю, / с которой / вдвоем г о л о д а л — н е л ь з я / никогда / забыть»,—«Но землю, / к о т о р у ю / завоевал / и п о л у ж и в у ю / в ы н я п ь ч и л , / где с пулей в с т а н ь , / с винтовкой л о ж и с ь , / г д е к а п л е й / л ь е ш ь с я с массами,—с т а к о й , землею/ п о й д е ш ь / н а ж и з н ь , / н а т р у д , / на праздник / и на смерть». «Я радуюсь / м а р ш у , / которым идем / в работу / и в с р а ж е н ь я , / я в и ж у где сор сегодня г н и е т , / г д е топькэ з е ч л н простая,— на сажень в и ж у / v з-под нее & ю м м у н ы / дома прорастагот».-^-*И я / к а к весну человечества,/ < 1 рожденную / в трудах и в бою, пою / мое оте чество, / республику мою!»). В «Мадшн^ддарных бригад» он у ж е поэтически всем своТТм существом о щ у щ а л , к а к «сейчас / подымается социализм живым / настоящим, правдошньш*, и поэтому п р и з ы в а л строителен, ж и в ы х , правдошных, «от у д а р н ы х бригад, к ударным 1 ( ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ Г С Д Р Т Е НЁ О У АС В Н В ИД Т Л С В ЗАЕ ЬТО Об.тоэика изд. поэмы аЛорошо* цехам, от цехов—к ударным заводам». И ъ «Рассказе Х р е н о в а о Кузнецкстрое и о л ю д я х Кузнецка» он, уверенный в торжестве социа лизма, в о с к л и ц а л : •Я анато — город будет, н знаю — саду двесть, Когда танне :;юдп в стране |& советской есть!» П у т ь М. к пролетарской _революиии. к коммунистическому сознанию л е ж а л чвдез поэзию. O H _ C O J M ЭТО п о н и м а л («Пролетарии приходят к коммунизму ^шзои»_лцэомТ1ахт, серпов и в и л , я ж"^с небес п о э з и и ^ р о с а ю с ь й коммунизм»). Он это~ понимал,""ибо, прибли-& ж а н с ь к коммунизму, у с в а и в а л ленинизм.& Л е н и н говорил, что интеллигент приходит к коммунизму через данные своей н а у к и , своей специальности. В воззрениях на поэзию у М. было много неправильного, пришедшего к нему и з м е л к о б ! р ж у а з в о и среды. Е г о поэти ч е с к а я п р а к т и к а часто противоречила тем установкам, которые он выдвигал в качестве теоретических истин. В п е ч а т а в ш и х с я в 1918 в газете футуристов «Искусство коммуны» сти х а х М. о поэзии, носягдих программный ха р а к т е р д л я футуристов, «левый» радика лизм и в отношении поэзии был предельно з Литературная энциштапедия, т. VII