
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
МАЯКОВСКИЙ «Как. пстану Тиоим* поэтом, коммунизма племя. Если Н1^гнмш___ . Выявим цветом, а пе красным время», 1 1 [61 —62] ЫАЯКОВСКИЙ: М., к а з а л о с ь , крепче д р у г и х поэтов дерльался п р и переходе к нэпу. Всю силу своего с а т и р и ч е ^ ш г о _ д а р а мобилизовал М., чтобы бороться с «мурлом мещантпта>7 вылезающим из-за спины Р 6 Ф С Р . Он поднимал «ярость масс» против бюрократов и бюрократизма («О дряни», «Прозаседавшиеся»). О стихотво рении «Прозаседавши;эся» В . И. Ленин п и с а л : «Вчера я случайно прочитал в „Известиях" стихотворение Маяковского н а политическую тему. Я не п р и н а д л е ж у к поклонникам его поэтического т а л а н т а , хотя вполне признаю свою некомпетентность в этой области. Н о давно я не испытывал такого удовольствия, с точки зрения политической и административ ной. В своем стихотворении он вдрызг высме ивает заседания и издевается над коммуни с т а м и , что они все заседают и перезаседают, г Не з н а ю , к а к насчет поэзии, а насчет полити к и р у ч а ю с ь , что это совершенно правильно» (т. X X V I I , стр. 177). У ж е отсюда видно, к а кую функцию в ы п о л н я л и сатирические стихи М. в первые годы нэпа. Но и М. отдал дань р а с т е р я н н о с т и , и у него сменялся «левый» р а д и к а л и з м отчаянием п растерянностью^перед нэпом. Это был по следний момент т а к и х огромных по свое м у д и а п а з о н у м е л к о б у р ж у а з н ы х колебаний в творчестве революционного поэта. Поэма « П р о с т о » И й г з ! чрезвычайно напоминает до революционное творчество поэта. Дело ко нечно не в том, что в з я л с я здесь з а «лад баллад», з а любовную тему. Л ю б о в н а я тема у М. всегда поднималась до постановки п р о б лем, в ы х о д я щ и х з а пределы у з к о личдьщ._Дело в том, что поэма в ы р а ж а л а м е л к о б у р ж у а з н у ю растерянность, ослабление связей поэта с революцией, с пролетариатом. Вдесъ опять ста р а я тома чело века с к а з а в ш е г о с я «вбитым в пе рила» моста по Неве и простоявшего т а к 7 л е т . В «Про это» прорываются мотивы сто а ш н е й ш е т л г а с снмизма и .одрешенно сти от ж и з н и («Попала ветру мальчишки записка: / Стал ветер Петровскому п а р к у з в о н и т ь : / — П р о щ а й т е . . . / К о н ч а ю . , . / П р о ш у не винить... / До чего ж / н а меня похоже»). Эти мотивы воз никли н а основе непонимания новых путей революции, потому что «и стих / и дни не те», как к а ж е т с я поэту. Он в растерянности кри чит: "Сомнете периной и волю и камень. Коммуна и то завернется комом. Столетия шили своими, домнами И нынче з а т н л и своим домкомом!» Эта поэма—показатель глубочайшей внут ренней борьбы. К а к ни почна она пессимизма, все ж е поэт з а я в л я е т , что он не «доставит ра дости видеть, что сам от зпряда с т н х он «во всю, всей сердечной мерой в лшзни с по, сей мир верил» и верует. Р а б о т а , проделанная М. в ^ о с т а , > , не могла пройти бесследно. П о л и т и ч е с к а я сатлра, ее* большевистская п а р т и й н а я направленность в х о д я т в актив работы поэта. П р о й д я э т а н к о л е б а н и й , типичный д л я м е л к о б у р ж у а з н о г о Облолска 1-го изд. поэмы "В. И. Ленин* Мещанин, быт, вещи, мешающие револю ции, опять з а п о л н и л и все, «на вещи н а с е л а столетняя пыль». Он взывает «на помощь л е тящим в морду в е щ а м , ругней з а газетиной взвейся газетина». «...Я снова в быт вбиваюсь слов напором. Опить атакую и вкривь и вкось. Но странно: слова проходят насквозь». гуманистически настроенного интеллигента,, М. естественно пришел к теме, к - р а я вплот ную подвела его к пролетарской п о э з и и . Уже в 1023—-1924, когда п и с а л а с ь поэма 4Владимир И л ь и ч Ленин», М. не только TJfeк л а р й р о в а л — а в с ю св^цд^вднкущ.силу ноэтчг, тебе отдаю атакующий класс», но и подтверщиПэто всей поэмой «В. И . Ленин». В поэмеесть недостатки, искажздотгпте "&"Подлинный, облик Лё^иТта^С^едстайЛе1й1е М. о том, будто! Л е н и н — п р а к т и к , Маркс—-теоретик раволю-1 ций). И все ж е это одно и з л у ч ш и х произве дений в советской ~ лит-ре, посвященных изображению Л е н и н а . Особенно выделяется по эмоциональной сило к а р т и н а похорон Л е н и н а , выполненная с большой силой к», мощью лирического н а п р я ж е н и я : «Страх. Д З а к р о и г л а з а / и пе г л я д я — / к а к будто/"/ идешь / по проволоке провода. / К а к будто f минуту / один н а один / остался / с о г р о м ной/ е д и н с т в е н н о й правдой... «Я с ч а с т л и в , / ч т о я / э т о й с и л ы частица, /что общие /даи^е слезы из глаз. / Сильнее / и ч и щ е / н е л ь з я причаститься /великому чувст ву по и м е н и — / класс»!