
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
м И А Р Л И Н С К И Й [1797—1837]—лит-ый псевдо ним А л е к с а н д р а Александре-влча Б е с т у ж е в а , писателя-декабриста. Р . в знатной дворянской, но сильно обедневшей семье. Учился в Горном корпусе, дослужился до чина штабс-капитана в л е М - г в а р д и и дра гунском полку в Марли под Петергофом (от• с ю д а позднейший его лит-ый псевдоним), позд нее был адъютантом при принце Вюртембергском. Лит-ую деятельность м н а ч а л - в 1819. К концу 1S22 относится сближение М. с Р ы .лоевым, оказавшим на пего сильнейшее идей ное воздействие («Мы мечтали вместе, и_он п ы л к и м своим воображением увлекал меня еще более»). Вместо с Рылеевым Бестужев и з д а л лит-ые а л ь м а н а х и «Полярная звезда» з а 1823, 182-4 и 1825, пользовавшиеся исклю чительным успехом Перу Бестужева, кроме •ряда беллетристических произведений, при н а д л е ж а т в этом альманахе «Взгляды на р у с с к у ю словесность», критические обзоры, сыгравшие огромную роль в становлении рус ского романтизма и в развитии русской кри т и к и . В 1824 Бестужев был введен Рылеевым в «Северное общество*, в котором занимал довольно уморенную позицию сторонника кон ституционной монархии. По его собственным признаниям, Рылеев и Оболенский, называли его фанфароном и не р а з говорили, что «за флигель-адъютантский экселъбант я готов от д а т ь все конституции». 14 д е к а б р я Б е с т у ж е в находился н а Сенатской площади, но посла разгрома восстания добровольно отдался в р у к и Н и к о л а я I и, к а к отмечают официозные оценки, «изъявил совершенное раскаяние и в ответах был весьма чистосердечен», В течение года был заключен в форте «Слава* в Финляндии, в 1827-—1829 н а х о д и л с я в ссылке в Я к у т с к е , в 1829 по его личной просьбе был переведен в действующую армию на К а в к а з Однако ни р а с т у щ а я известность М. к а к про заика ни отвага, п р о я в л е н н а я им в боях о горцами, не о г р а ж д а л и его от постоянных издевательств командиров; лишь в 1835 он удостаивается чипа унтер-офицера. В битве при мысе Адлер Бестужев б ы л убит. Многие в а ж н ы е эпизоды лнт-ой деятель ности Бестужева (напр. степень его участия в сочиненных лмосто с Рылеевым сатирических песнях «Ах, где те острова» и «Ах, тошно мне и в родной стороне») остаются до настоящего времени крайне сметными. Р а з г р о м декабриз ма мрачной тенью лег и на лыт-ую деятель ность Бестужева-Марливского. В с е его позд нейшее творчество представляет собою мучи тельный процесс и з ж и в а н и я х а р а к т е р н о й для декабристов идеологии капитализирующегося дворянства и перехода Бестужева на новые, гораздо более консервативные политические позиции. Если раньше, в «Ревельском Тур* пире», «Замке Венден», у Бестужева звучали ноты социального протеста, то после разгрома декабризма, после уничтожения той политиче ской б а з ы , н а к - р у ю Б е ст i жев-Марли некий мог б ы о п е р е т г е я , в его произведениях появляют ся новые мотивы. В этом смысле закономерны с е г о лирике мотивы одиночества (стих. «Обла ко» предвосхиазает Лермонтова «Тучки небес н ы е , вечные странники»). Л и р и к а М . мрачна и безотрадна: «Плыву я грустен и один. Н а чуждом бреге т ь м а ночная; к а к сон, бежит далекий брег и вечен лед и вечны т у ч и . . . И близко бездна океана белеет саваном тумана» (чСон»). В отлично от гражданского историз ма рылеевских «Дум» повести М. изображают историю преимущественно в батальном пла не—русские легко побеждают наполеоновасио войска и па своей почве («Латник*, 1832) и