
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
МАРКС [S75 870] МАРКС X V I I I в . , становится прямо реакционным у Б р у н о Б а у э р а и его друзей, критиковавших «массу»за ее приверженность к материальным интересам. И точно т а к ж е реакционным ста новится руссоистское отрицание искусства, как чего-то неотделимого от материального бытия. И б о з а вопросом об историческом праве искусства с к р ы в а л с я теперь вопрос о п раве нар од ных масс н а ул у чше ние св ое го чу в1_твенного, материального существования, на < хорошую жизнь», к а к в ы р а ж а л с я Чернышев¬ ский. Первым уроком, к-рый М. извлек из к р у ш е н и я «Рейнской газеты», было жгучее сознание того, что прежде всего необходимо покончить со старой доктриной о греховно сти плоти, независимо от того, выступает ли эта доктрина в христианско-феодальной или идеализированно - античной, романтической пли классической форме. Надо было перейти от абстрактного к кон кретному, от «идеалов 17113 г.» к «плоти и крови>. Н о каким образом совершить этот переход? Н а том этапе революции, к-рый пе р е ж и в а л а Г е р м а н и я , существовало д в а п у т и . Первый из них был использован у ж е вели кими представителями предшествующего пе риода в истории немецкой общественной мысли Этот путь можно к р а т к о охаракте ризовать словом «примирение». Т а к , Гегель правильно осознает абстрактность револю ционного самосознания,выступаюше1 о в фор ме фихтевского Я - Я , .или французского «равенства». Н о переход от абстрактного к конкретному он рассматривает не к а к непрерывный революционный процесс, в ко тором происходит диференциация «граж дане н формирование конкретных классо вых интересов» а, наоборот, к а к переход от бурных г о р ы в о в , свойственных м и р о в о м у д у х у в его «ученические годы», к мужественному примирению с действитель ностью. -Мировой дух> Г е г е л и последова т е л ь н о п е р е ж и в а е т все стадии гЮ&лереволюциопного ••переходного периода > б р ж у < зного общестга—от термидор.i до констит>ционной монархии. Б у р ж у а з н о е общество подвергается критике, по не в его историче ски-определенной форме, а к а к материаль н а я сфера общества par excellence. Это отри цание признается затем абстрактным, и в к а честве перехода от абстрактного к конкрет ному провозглашается возвращение к м а т е р и альнс-чувствепному бытию, т е., по условия м задачи, к б у р ж у а з н о м у обществу. С той р а з ницей, что прозаический и низменный х а р а к тер б у р ж у а з н ы х отношений приобретает те перь глубокий, мистический смысл к а к воп лощение деятельной субстанции д у х а . Т а к о во содержание «спекулятивного метода» не мецкой идеалистической философии. Это особенно ясно в области эстетики. Г е гель с поразительным пониманием изобра жает противоречивость исторического р а з вития искусства по отношению к развитию общества. Н о это исторически обусловленное я в л е н и е он рассматривает к а к неизбежный процесс освобождения д у х а от материальночувственной оболочки. Вместе с м е с т н о й и н а циональной ограниченностью, вместе с фео д а л ь н о - п а т р и а р х а л ь н ы м миропорядком у х о - дпт в прошлое и художественное творчество. Оно т а к ж е неуместно н а р я д у с современ ными методами сношении, поиепшлм п о литическим государством и просвещением, к а к неуместен хвастливый и образный я з ы к г е р о и ч е с к о й эпохи» там, где требуется с у х а я ясность и з л о ж е н и я п способность к абстракт ному м ы ш л е н и ю . У н и в е р с а л ь н ы й д у х бур ж у а з н о г о общества делает чувственно-конк ретный мир искусства простым пережитком. Однако па этом этапе логическое развитие не останавливается. Гегель и в эстетике ищет пути к конкретному Искусство, отвергнутое историческим прогрессом, снова омывает з: его и з о б р а ж е н и и , по у ж е к а к ( о в р е л п ш а н t&htmaitHbitt Up3?ni Аллсчури & по н( е "{&епископ гимтыv лчпреще- ^сиободная» форма художественного творче ства. Если б у р ж у а з н о е общество имеет своих королей и попов, то почему оно не может иметь своего искусства? Г е г е л ь , кале и Ад Смит, объявляет х у д о ж н и к а н е п р о и з в о д и т е л ь н ы м рабочим, д л я того чтобы п р и з нать за ним п р а в о оказывать у с л у г и . И с кусство к а к ч у в с т в е н н о е я в л е н и е при обретает право п а существование, посколь к у оно само к а к д у х о в н о е я в л е н и е при миряется с существующей «чувственной дей ствительностью», т . е. с прозаической на турой б у р ж у а з н ы х ооществе1шых отношении Это примирение исчерпывает все содерл?ание перехода от абстрактного к конкретно му у Гегеля. «Ученические годы» современ ного общества он понимает поэтому не к а к революционный опыт, развенчивающий и л л ю з и и , а к а к «опыт» в пошло-житейском смы еле, в смысле о т к а з а от революционных п о б у ж д е н и й . Совсем другое мы находим у М.