
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
I ЛИТЕРАТУРА [431 4321 ЛИТЕРАТУРА 5ерцание л и ш ь тогда, к о г д а б у р ж у а а и я сде л а л а с ь классом «для себя*. Но и после этого миросозерцание б у р ж у а з и и претерпело р я д существеннейших изменений от рационализ ма, сенсуализма, механистического и биоло гического материализма X V I I и X V I I I в в . до мистического идеализма н а ш и х дней. Б области Л , эта трансформация миросозерца н и я с к а з а л а с ь в столь разнообразных обра з о в а н и я х , к а к стиль ранней б у р ж у а з н о й но веллы, в которой сильны еще элементы сти л я средневековой феодальной Л . , или стиль б у р ж у а з н о г о классицизма, в к-ром столь я с но влияние аристократического классициз ма, к а к стоявший под знаком позитивизма стиль Б а л ь з а к а и р я д а д р . б у р ж у а з н ы х peaлистов и натуралистов, в творчестве кото рых стиль б у р ж у а з и и получил свое класси ческое завершение затем, чтобы начать свое нисхождение и вырождение в последующем творчестве символистов и модернистов. Но приход б у р ж у а з и и п становление ее Л . обоз н а ч а т проникновение в Л . пе только новых идей, но и нового материала. Если феодаль н а я Л . повествовала г л . обр. об аристокра тах и р ы ц а р я х , о духовенстве и католичес к и х святых, то в центре буржуазной Л . все больше и больше становился б у р ж у а . Иные образы, иные сюжеты, чуждые феодальной Л . , составляли предмет б у р ж у а з н о й Л . Этот новый б у р ж у а з н ы й материал был вторым основным элементом, формировавшим б у р жуазный стиль. Третьим элементом его формирования я в л я е т с я состояние литературной к у л ь т у р ы и степень овладения этой к у л ь т у р о й . Один из первых гениев французской б у р ж у а з н о й Л . , Мольер, п о я в и л с я тогда, когда вершиной литературной к у л ь т у р ы эпохи был аристо кратический классицизм; большие мастера б у р ж у а з н о й Л . в России появились только тогда, когда з а п а д н а я Л . у ж е з а к а н ч и в а л а эпоху романтизма и з н а л а в е л и к и х мастеров реализма, а р у с с к а я д в о р я н с к а я Л . в к л ю чала в себя П у ш к и н а , Лермонтова и Гого л я . Различное состояние литературных к у л ь т у р эпохи становления французской б у р ж у азноЙЛ.и эпохи становления русской б у р ж у азной Л . и р а з л и ч н а я степень овладения всей лит-ой к у л ь т у р о й прошлого с к а з а л и с ь и на формировании стилей французской и русской б у р ж у а з н о й Л . Состояние лит-ой к у л ь т у р ы и степень овладения ею оуржуазньгми писа т е л я м и , обусловленные всем историческим прошлым к л а с с а и конкретными условиями его социального бытия и борьбы, предста в л я ю т собой третий фактор формирования буржуазного стиля. Соотношением всех этих элементов—&Миро созерцания, м а т е р и ала и состояния лит-ой к у л ь т у р ы эпохи становления пролетарского стиля и степени овладения этой к у л ь т у р о й — определяется и становление стиля пролетар ской л и т е р а т у р ы . Миросозерцание пролета риата проделало путь от наивного сознания цеховых мастеровых до законченной д и а л е к тико-матери алистиче ской марксо-лен и нск ой системы. П у т ь к р и с т а л л и з а ц и и и оформле н и я пролетарского миросозерцания с к а з а л с я в столь различных по своим стилевым к а - чествам произведениях, к а к песни а н г л и й ских чартистов, п р о и з в е д е н и я нем. револю ционных поэтов 48 года — Фрейлиграта и Веерта, писателя П а р и ж с к о й коммуны — В а л л е с а и современных пролет, писателей— А . Безыменского и Иоганеса Б е х е р а и л и А.Фадеева и Ф. Панферова. Но п р о л е т а р с к а я литература х а р а к т е р и з у е т с я н е т о л ь к о новым миросозерцанием, но и новыми образами, сюжетами и мотивами. Ее материал в п е р в у ю очередь—жизнь рабочего клас са, ее лейтмо тив—борьба рабочего класса за социалисти ческое освобождение мира. Д а ж е is прош лом п р о л е т а р с к а я литература ищет д л я себя иные сюжеты. Ее пе занимает художествен ное изображение крестовых походов, но и н тересует изобрал^ение к р е с т ь я н с к и х войн и восстаний. Ее так ж е мало трогают образы дворянских и б у р ж у а з н ы х полководцев и государственных м у ж е й , но она у г л у б л я е т ся в изображение народных героев самых разнообразных эпох, боровшихся за освобо ждение масс от п х поработителей. Этот новый материал я в л я е т с я вторым существенным формирующим элементом стиля пролетар ской л и т е р а т у р ы . Таким ж е образом д л я ста новления стиля пролетарской Л . имеет боль шое значение состояние современной лпт-оп к у л ь т у р ы и степень овладения пролетарски ми писателями этой к у л ь т у р о й . Стиль рус ской пролетарской Л . в какой-то мере от личен на данном этапе от с т и л я , скал*ем, мордовской пролетарской Л . между прочим п потому, что русское допролетарское л и тературное наследство было много богаче мордовского допролетарского лпт-ого н а с л е д и я , что ,в свою очередь обусловлено р у с и фикаторской направленностью царской на циональной политики, т е м , что помещичья капиталистическая Россия д е р ж а л а массы в невежестве. Момент национальный играет здесь особую р о л ь по той причине, что «если дело идет о приобщении р а з л и ч н ы х н а ц и ональностей к п р о л е т а р с к о й к у л ь т у р е , т о едва л и м о ж н о с о м н е в а т ь с я в том, что п р и общение это будет п р о т е к а т ь в формах, со ответствующих я з ы к у и быту з т и х нацио нальностей» (И. С т а л и н ) . Формирование с т и л я зависит стало быть отвыработкн классом с вое г о м и р о с о з е р ц а н и я ; от усвоения писателем миросозерцания сво его класса; от новизны материала и того, насколько этот новый материал с т а л о р г а н и чен д л я п и с а т е л я , если речь идет о писателе одного к л а с с а , п р и н я в ш е г о миросозерцание д р у г о г о к л а с с а и участвующего в выработ к е вместе с писателем этого к л а с с а его сти л я ; от состояния лит-ой к у л ь т у р ы и степени овладения его писателем д а н н о г о к л а с с а . Все это однако — не процессы механистической выучки и ш к о л ь н о г о в о с п и т а н и я , а процес сы, связанные с п р а к т и к о й м а с с о в о й б о р ь бы и я в л я ю щ и е с я результатом этой п р а к т и к и . Поэтому ж и в а я л и т е р а т у р н а я действи тельность м а л о знает произведений «хими чески-чистого*, если м о ж н о т а к в ы р а з и т ь с я , классового с т и л я . В стиль писателя одного к л а с с а проникают элементы стиля д р у г о г о , и это не есть р е з у л ь т а т профессионально го заимствования. Само это заимствование, •