
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЛИТЕРАТУРА [421 — 422] ЛИТЕРАТУРА первопричиной произведения ни надклассо СОДЕРЖАНИЕ _И_ФОРМА. —- Содержанием вой и в нематериальной категорией, к а к д у искусства я в л я е т с я " о т р а ж а ю щ а я с я в нем мали идеалисты. Она представляет собой к л а с с о в а я действительность с о ц и а л ь н а я пра- • диалектическое единство с общим мировоз к т и к а к л а с с а , на основе которой выраста зрением писателя и, к а к все миросозерца ет система его идеологии, которая поэтому ние п и с а т е л я , обусловливается его классо представляет собою содержание всех видов вым бытием. Социальная п р а к т и к а писателя идеологии. Именно поэтому л и т е р а т у р а н е диктует ему необходимость раскрыть свое имеет никакого своего отличного от д р у г и х миросозерцание, утвердить ту или иную идею идеологий содержания, р а з н я с ь от них толь своего класса при помощи определенных к о своей формой. Отвергая дуалистическое" образов. Миросозерцание, детерминирован противопоставление формы и с о д е р ж а н и я и ное классовым бытием, определяет собой у с т а н а в л и в а я их единство, марксистское ли— все творчество данного писателя и л и все тературоведепие в т о ж е время подчерки произведения определенного более или менее вает, что ведущим н а ^ а л р м _ з т о г р е д и н с т в а значительного периода его творчества. Е с л и я в л я е т с я содержание. Именно^ оно опредс? писатель под влиянием определенных обще ляет форму л и т е р а т у р ы , как и форму любой ственных событий и з м е н и л свое прежнее ми идеологии. росозерцание и выработал себе новое, по Н . И . Б у х а р и н , у с т а н а в л и в а я единство следнее по-своему формирует все его после формы и с о д е р ж а н и я , отождествляет содер дующие произведения. В с я к и е и з м е н е н и я в ж а н и е с сюжетом: «Содержание художест миросозерцании п и с а т е л я , отражают л и они венного произведения (его „сюжет")--- поч эволюцию м и р о с о з е р ц а н и я данного к л а с с а ти не отделимо от формы». «Содержание яв и л и знаменуют переход п и с а т е л я на пози ным образом определяется общественной сре-ц и и другого к л а с с а , н е з а м е д л и т е л ь н о от дой. И з о б р а ж а е т с я в художественных о б ражаются на всем х а р а к т е р е т в о р ч е с т в а д а н р а з а х именно т о , что в данный момент и ного п и с а т е л я , на способах разработки по данное время т а к и л и иначе волнует дуппг следним своих образов, на отборе образов людей» («Теория исторического м а т е р и а л и з и п р . (см. н а п р и м е р творчество Т о л с т о г о , | ма»). Н о один и тот ж е сюжет раскрывается многих р у с с к и х б у р ж у а з н ы х писателей до | художниками различных классов в р а з л и ч и после 1905, м е л к о б у р ж у а з н ы х писателей : ной форме. Сюжет империалистической вой после О к т я б р я и т. д.). Б у д у ч и частным • н ы дан был Л. Андреевым в его шовинисти проявлением общего миросозерцания писа ческой драме «Король, закон и свобода» и т е л я , идея определяется данной конкретной Маяковским в его антивоенной поэме сВойна задачей к л а с с а и формирует произведения, ! и мир». Сюжет смерти человека развернут с л у ж а щ и е выполнению и разрешению этой тем же Л , Андреевым в его драме «Жизнь задачи. Т а к , все творчество Толстого после человека», Л , Толстым в «Смерти Ивана Иль «Исповеди» стоит под знаком его христианстича», Чеховым в рассказе «Гусев* и мно вующего непротивленства, формировавшего гими другими писателями различных эпох все его произведения последних тридцати и направлений в самых р а з л и ч н ы х формах. лет его лсизни. Частными элементами э т о ю Н е л ь з я говорить поэтому ни о каком единстве миросозерцания я в л я е т с я и д е я ложности се между формой и сюжетом, а тем более н е л ь з я мейной ж и з н и — ею определяется «Крейцеговорить, что сюжет определяет форму, ибо рова соната»—пли идея вреда денег—ею оп- • сюжет н е л ь з я отождествлять с содержанием. ределяется «Фальшивый купона—или и д е я . Содержание—не^стгак^тчне_фабула, не мотив,& благости, всепрощенияипокорности—ею оп содержание—это^ классовая" практика, это ределяете я «Алеша-Горшок». Т о ч н о т а к с о ц и а л ь н а я действительность, д а н н а я через же т в о р ч е с т в о п р о л е т а р с к и х п и определенное отношение к л а с с а ко всей с о с а т е л е й в с е б о л ь ш е и б о л ь ш е на¬ циальной действительности. Действительно, ч и н а е т ф о р м и р о в а т ь с я и х д и а х у д о ж н и к всегда и з о б р а ж а е т то, «что в д а н л е к т и к о-м а т е р и а л и с т и ч е с к и м ный момент и в данное в р е м я т а к или иначе миросозерцанием. Идеи отдельных волнует души людей». Н о эти люди в к л а с произведений—борьба против п р о р ы в о в , з а совом обществе принадлежат к различным ударничество, против оппозиции, за колхо классам. И х волнует различное; даже ког зы и совхозы, эа правильное р а з р е ш е н и е j д а их волнует одно и то ж е , это происхо проблемы взаимоотношения партии с бес- j дит по-разному. Этими отличиями классовой партийной интеллигенцией—все эти отдель- , п р а к т и к и и определяется интерес к тому или ные идеи вытекают из общего мпросозериному с ю ж е т у , к а к н х а р а к т е р разработки пания пролетариата- Произведения, у т в е р - . сюжета. Содержание Л.—не сюжет, не фа ждающие эти идеи, с л у ж а т разрешению } б у л а , не мотив, а вытекающее из всего к л а с частных задач и облюй исторической цели ! сового бытия, из всей классовой п р а к т и к и рабочего к л а с с а . Миросозерцание писате отн отпев ие. к л асса к действительности, иначе л я , р а в н о к а к и отдельные, вытекающие и з г о в о р я , миросозерцание класса. Именно оно миросозерцания идеи раскрываются в худо определяет формул художественного произве¬ жественном творчестве при помощи образов. д е н и я , представляющую с этим содержанием Но не эти образы сами по себе я в л я ю т с я ор диалект^ическое^единство, поскольку содер ганизующим началом произведения, а ми ж а н и е "и форма к о р е н я т с я в одном и том ж е ровоззрение п и с а т е л я . Детерминированное классовом бытии. Именно оно определяет классовым бытием, это мировоззрение опре выбор сюжета, ту или иную манеру разра деляет подбор тех и л и &иных обравов,.харак ботки сюжета, характер восприятия и вос тер и х р а з р а б о т к и , их оформление. произведения материала, как и самый выбор 1 ; 14* I