
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
625 ГАЙЛИТ-ГАЛЛЕРЕИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ 626 не гнушавшийся ничем для достижения своих це¬ лей, Г. в первое время после переворота был «куми¬ ром» всей сибирской буржуазии. Способствуя выд¬ вижению в диктаторы Колчака, Г. перешел на рус. службу и командовал сиб. белой армией. Расссорившись с Колчаком, Г. отправился во Владивосток, где в союзе с с.-р. пытался в ноябре 1919 устроить переворот, подавленный колчаковцами при помощи японцев. Вернувшись на родину, Г. занимал ряд крупных постов в военном ведомстве и получил известность, как фашист. О своих сиб. «похождени¬ ях» Г. издал в 1921 воспоминания. Г А Й Л И Т , Ян Петрович (р. в 1894)—из кресть¬ ян б. Лифляндской губ. К рев. движению примкнул в 1917, в рядах ВКП(б) с 1918. В 1918 вступил добровольцем в Красную армию и участвовал в граж¬ данской войне на вост. фронте; ранен, за боевые заслуги награжден орденом Красного Знамени и золотыми часами. Вся боевая работа Г. прошла в Сиб., где он занимал ряд командных и политичес¬ ких должностей: командующего бригадой, началь¬ ника дивизии, военного комиссара дивизии, пом. команд. армией, командира корпуса. В 1922 окон¬ чил военно-академические курсы высшего команд¬ ного состава и с 1923 по 1928 состоял пом. команд. войсками Сиб. Воен. Округа. И р к у т с к а я к а р т и н н а я г а л л е р е я. Является отд. Научного музея. Галлерея орга¬ низована в 1920. В основу ее легло собрание Сука¬ чева. Пополнялась галлерея путем национализации, пожертвований, приобретений и выделений из гос. фонда. К январю 1928 собрание достигло 2.002 эк¬ спонатов. Галлерея делится на подотделы: церков¬ ной археологии, живописи и скульптуры, сиб. ху¬ дожников, графики, прикладного искусства, искусст¬ ва азиатского и искусства Запада. В подотделе цер¬ ковной археологии представлена иконопись, начи¬ ная с XVII в. и кончая временами полного упадка иконописных традиций (вплоть до «Жако»). Иконо¬ пись в подавляющем количестве Строгановского, Уральского и Сибирского письма. Литье пред¬ ставлено экспонатами с начала XIX в. Чекан об¬ разцами XVIII и XIX вв. Деревянная скульптура XVIII и XIX вв. особ. ценна и интересна своею «монгололикостью» (вторая в Сиб. коллекция). В живо¬ писном подотделе наиб. ярко представлены пере¬ движники. В собрании находятся произведения след. художников и скульпторов: И. Айвазовского, М. Антокольского («Иоанн IV»—мрамор), А. Бенуа, A. П. Боголюбова, П. А. Брюллова, Ф. А. Броннико¬ ва («Покинутая»), Н. Н. Дубовского («Марина»), Е. Гостиглу («Гладиатор»—бронза), В. Е. БорисоваМусатова, М. В. Добужинского, М. А. Кудрявцева Г А Л Л Е Р Е И Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Е . Гл. худо¬ («Мальчик с гармошкой»), В. М. Максимова («Бед¬ жественными хранилищами в Сиб. являются Крас¬ ный ужин»), Г. Г. Мясоедока («Весна»), К. Е., В. Е. и ноярское, Иркутское, Томское и Омское. В прошлом Н. Е. Маковских, Л. И. Соломаткина, Н. Л. Скадовна всю Сиб. имелось только одно спец. художе¬ ского («Сумасшедший»), И. Е. Репина («Нищая»), ственное собрание — частная картинная галлерея И. И. Шишкина и др. Подотдел сиб. художников Сукачева в Иркутске; рост художественных собра¬ экспонатами небогат; представлены: С. И. Виног¬ ний в Сиб. связан уже всецело с послереволюцион¬ радов, Г. И. Гуркин, Б. И. Лебединский, Ал. Иванов, ным музейным строительством. К р а с н о я р с к о е х р а н и л и щ е. В Музее B. Мизеров и др. Здесь, на ряду с художниками Приенисейского края имеется «отдел искусства». профессионалами, представлены также художники Начало отд. положено в 1889 Ю. П. и И. А. Матве¬ любители, так или иначе имевшие значение для края, евыми пожертвованием картины Сурикова «Мило¬ напр. С. Вронский, С. Добровольский и др. Подот¬ сердный самарянин». Отд. распадается на подотде¬ дел графики имеет.до 300 экспонатов. Наиб. цен¬ лы: а) художники европ. части РСФСР и Зап. Ев¬ ными из них являются произведения художников ропы; б) художники Сиб.; в) художники Приениграверов: Пиранези, Пеннеля, Кростеля, Ван - Кобе¬ сейского края, уроженцы и длительное время про¬ ля, Ван - Гаанена, Жакмара и др. мастеров Запада. Из работавшие в этом крае и г) отд. художественной рус. граверов и литографов представлены: В. Боб¬ старины. В последний подотдел входят: гравюра, ров, И. Браз, Л. Бакст, В. Матэ, О. Кринская, К. Штелитография, фарфор, хрусталь, бисер, гобелен и т. п. бер, И. Шишкин и др. Из рисунков ценны: П. А. Кроме этого, музей богат иконописью и обладает Брюллова и И. Шишкина «Козлова засека». Подот¬ образцами малоизученного до сих пор «сибирского дел прикладного искусства обладает 280 экспона¬ письма» и собранием церковной деревянной скуль¬ тами. Наиб. внимания среди них заслуживает фар¬ птуры, вывезенной с Ангары. По первому подотде¬ фор: мейсенский, севрский, русский (Поповка) и ки¬ лу заслуживают особого внимания след. произве¬ тайский. Большую художественную ценность име¬ дения: Ф. Васильева «Овцы в поле» (1867), выпол¬ ет также подотдел азиатского искусства. Подотдел нена пером; Первунина «Венеция» (масло); П. Кон- зап. искусства менее богат: наиб. художественную чаловского «Пейзаж»; по второму подотделу—«Туценность представляет картина Пуссена «Избра¬ ман в горах» Г. И. Гуркина. Наиб. ценен, богат и ние апостолов». Среди остального только 2 рисун¬ интересен третий подотдел. Здесь находятся ка Э. Лесюэра привлекают внимание искусствоведа. пороизведения В. И. Сурикова «Милосердный X у д о ж е с т в е н н ы й о т д е л Т о м с к осамларянин» (масло, 140 210 см). Автопортрет г о м у з е я, как и уже упомянутые отд. др. музеев, (1889), Портрет матери художника (1894), этюды к хранит у себя произведения искусства, начиная от «Боярыне Морозовой», «Суворову», «Степану старой зап. живописи и кончая футуристами. За Разину», «Покорению Сибири» и др. большим академистами, среди к-рых находится портрет рабо¬ вещам. Всех работ Сурикова—69. Кроме них, здесь ты Т. Неффа, этюд работы проф. Маркова, следуют хранится важный документ для специалистов передвижники с Суриковым во главе, «Мир Искус¬ техники живописи—этюдник Сурикова с краска¬ ства» с Кончаловским, представленным семью экс¬ ми его набора. Художник Д. И. Каратанов пред понатами; из них следует особенно отметить виды ставлен в 48 произведениях. Далее следует Вагнер Гренады и Севильи. Соответствующее место за¬ В. Г., Троицкий Г. Я., Сергеев А. С. и др. В четвертом нимают футуристы (Д. Д. Бурлюк и др.). Выде¬ подотделе наиб. ценность представляют французс¬ ляет галлерею полнота произведений художни¬ кие гравюры XVIII в., а также работы Ходовецкого. ков-сибиряков. Видное место среди них занимает Общее количество экспонатов отдела 1.465. Гуркин Г. И. полотнами «Хан-Алтай», «Катунь, вес-