
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
403 БУРХАНИЗМ-БУРЫЙ УГОЛЬ 404 увлечены проповедью религиозных реформаторов о самостоятельной бурханистской религии, к-рая по учению ее проповедников не только облегчает путь человеческих существ к общению с надземными божественными силами и делает покровителем людей доброе божественное начало, вместо прежнего злого (Эрлика), но и помогает алтайцам создать самостоятельное могущественное государство, долженствующее освободить их от пришельцев, от насилия русских завоевателей. Социально экономическая основа этого движения заключалась в том, что развивающееся товарное хозяйство в гор¬ ных долинах и альпийских плато Алтая к этому времени определенно уперлось в колонизаторскую, захватническую политику русского царизма в лице его переселенческого ведомства. Под ударами двух этих сил—развития товарности алтайского хозяй¬ ства и экспроприации земель алтайцев в колониза¬ ционный фонд переселенческого ведомства, порож¬ дались те противоречия, на почве которых и роди¬ лось бурханистское движение. Не обошлось тут, ко¬ нечно, и без того, чтобы капиталистическая Япония, ведя в это время с русским империализмом конку¬ рентную борьбу и открытую войну за проникнове¬ ние на континент Дальнего Востока (Корея, Север¬ ная Маньчжурия, Монголия, Китайский Алтай), не при¬ ложила руки и не попыталась использовать бурханистское движение в своих целях. Вызванное, т. обр., бурханистское движение было весьма сложным по питающим его источникам и не мало хлопот при¬ чинило русскому царизму. Заманчивостью нацио¬ налистической программы реформации ша¬ манизма не раз пользовались и прежде проводники китайского и японского влияния, отдельные вожди ламаитской церкви, пытавшиеся поднять движение против шаманизма (в 70-х годах XIX столетия и позже в 1900). Но наиболее успешными оказались их попытки во время русско-японской войны, когда весной 1904 Б. получил не только законченное идеологическое, но и национально-политическое оформление. По материалам т. наз. Алтайской духовной (пра¬ вославной) миссии и др. источникам начало этого движения рисуется в след. виде: Еще во время т. наз. боксерского движения в Китае, в основе к-рого также лежали корни возму¬ щения широких народных масс Китая против зах¬ ватнической политики империалистов, в том чис¬ ле и соседней России, через Китайский Алтай в русский Горный Алтай начали проникать полити¬ ческие эмиссары, к-рые пропагандировали среди русских алтайцев мысль о скором пришествии ве¬ ликого богатыря—Ойрат-хана, который принесет им правильную «желтую веру» и освободит их от насилия иноземных завоевателей. Проповедь эта пала на благоприятную почву и уже весной 1904 богатый земледелец-скотовод, алтаец Чет-Челпан (Чети Челпанов) разнес по Алтаю весть о том, что к нему явился всадник на белом коне и дал ряд «заповедей». В заповедях явно сказалась филосо¬ фия ранних буддизма, ламаизма и рационализма. Среди этих заповедей были такие: не есть крови животных и не «забивать» (т.-е. не приносить в жертву) молодой скот; сжечь бубны камов (шама¬ нов), потому что они не от бога, а от злого духа— Эрлика; уничтожить все оружие и порох; не есть из одной посуды с христианами; смотреть на рус¬ ских, как на врагов (завоевателей) и не вести с ними дружбы; знать только одного «Великого Ойрат- хана», подданными к-рого являются все алтайцы, и выбрать себе князя из его предков и пр. Все эти «заповеди»—лозунги движения—говорят и о его сущности: с одной стороны— противодействие об¬ щению с пришельцами, с другой—пропаганда борь¬ бы с шаманизмом и внедрение ламаизма. Вскоре к Чет-Челпану, находившемуся в верховьях р. Кана (в 20 км от с. Усть-Кан), в большом количе¬ стве начали с&езжаться калмыки; Чет-Челпан про¬ водит ряд совещаний и молится новому богу по новым обрядам, более отвечающим утверждающе¬ муся новому земледельческому укладу. Имеются непроверенные сведения о выборе с&ехавшимися своего князя. Ни социальный состав с&ехавшихся, ни вопросы, разбиравшиеся на этих совещаниях в литературе о Б. не выяснены, но бесспорным явля¬ ется оценка Б., как национального движения, обле¬ ченного в форму религиозной реформации, вы¬ званного определенными экономическими и по¬ литическими причинами. Б. движение среди калмыков, не сопрово¬ ждающееся никакими насильственными действиями, вызвало большую тревогу среди администрации. Началась паника среди русского населения, усили¬ ваемая нелепыми слухами о «японских шпионах» (шла русско-японская война), о движении китайс¬ ких войск к границам Алтая и пр. Бийск, Барнаул, Томск, Омск забрасывались телеграммами с просьбой о присылке воинских частей, но, в виду невоз¬ можности выделения их, администрация решила «покончить» с движением, используя для этого русское население и вооружив его. К 20 июня 1904 в с. Усть-Кан было собрано до 1 / тыс. воо¬ руженных русских, по преимуществу пере¬ селенцев-колонистов и богатых старообрядцев, крые, совместно с полицейскими, после молебствия, отслуженного епископом Макарием (позже стол¬ пом царского самодержавия — московским мит¬ рополитом), двинулись к месту скопления калмы¬ ков, в лог Дерем. По приходе в лог началось жес¬ токое избиение безоружных, а Чет-Челпан вмес¬ те с женой и дочерью (исполнявшей религиоз¬ ные обряды у Б.) и 24 калмыками были арестова¬ ны. Этот «поход» дал повод к широко разросшим¬ ся грабежам имущества и скота калмыков. «Ал¬ тайское дело Чет-Челпанова» разбиралось в Бийске в мае 1906 (судебное дело пока не обнаруже¬ но). Приезд защитников из столицы и перводумские иллюзии привели к незначит. по тяжести приговору. Остатки Б. живы в Зап. Алтае и в настоящее время среди наиболее отсталых слоев туземного населения. 1 2 Л и т.: Анохин, А. В. Бурханизм в Зап. Алтае, „Сиб. Огни", 5, 1927; Бакай, Н. Легендарный Ойрат-хан, „Сиб. Огни", 4, 1926. А. А. и Б. Ш. Б У Р Ы Й У Г О Л Ь — составляет группу моло¬ дых гумусовых каустобиолитов (см.), представляя древесный торф, несколько уплотнившийся и обо¬ гатившийся углеродом. Различают лигнит, сохра¬ нивший заметную невооруженным глазом древес¬ ную структуру, собственно Б. у., и, наконец, смоля¬ ной уголь, к-рый приобрел уже буро-черную окрас¬ ку и довольно плотное сложение. От каменного угля Б. у. отличается тем, что при возгонке его получается, м. пр., уксусная кислота или уксусно¬ кислый аммоний, а при кипячении его в едком кали последний окрашивается в темнобурый цвет. Ср. состав органической массы Б. у. характеризует¬ ся след. величинами: углерода 70%, водорода Б У Р Ы Й Ж Е Л Е З Н Я К — см. Железные руды.