
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
95 АМГУНЬСКО-АМУРСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ-АМУР 96 сложен, гл. обр., палеозоем, в верховьях Амгуни вы¬ ходы порфиров и гранитов. Исследован мало. АМГУНЬСКО-АМУРСКАЯ НИЗМЕН- НОСТЬ—тянется по р. Амгуни и захватывает ни¬ зовье р. Амура. Обширная, сильно заболоченная рав нина со многими оз. и протоками. Русла рек край¬ не извилисты. Сложена, гл. обр., озерно-речными отложениями. Ср. выс. 25—50 м. Покрыта лесом, мокрыми лугами и кустарниками. Населена очень мало. А М Е Р И К А — з а л . в сев. части зал. Петра Ве¬ ликого, близ Владивостока; вдается в берега на 13 км, при шир. в 12 км; глуб. 30—40 м; берега гористы; впад. р. Сучан. АМЕТИСТ—фиолетовая разновидность кварца (см.); благодаря приятному цвету и твердости, издав¬ на считается, драгоценным камнем. Наиб. ценятся гу¬ сто и однородно окрашенные А. глубокого тона. В Сиб. А. встречается как в миндалинах траппов (см.), так и в кварцев, и аплитовых жилах. Последние м-ния заслуживает большего внимания, т. к. в них со¬ держится лучший ограночный материал. А. из трап¬ пов не дают игры при искусственном освещении. Мния: в кварцевых жилах гранитных областей: Казакстан (окрести. Борового, Баян-Аула, Каркаралинска), Алтай (Талицкие и Тигерекские белки), Якут. Р. (сист. р. Колымы); в траппах: Туруханский край (Норильс¬ кие горы), Якут. Р. (сист. р. Вилюя), Камчатка и др. См. Драгоценные и цветные камни. А М З А С - Т А С К Ы Л (Б о л ь ш о й з у б)—голец 2.047 м абс. выс. представляет одну из наиб. выс. точек хр. Тыгир-Тыш (Тигер-Тизы) в Кузнецком Ала¬ тау (см.). А М М И - Я М А — в ы с ш а я точка Западного хр. на о-ве Сахалине, близ японской границы, 1.167 м аб¬ солютной высоты. А М М О Н И Т Ы — в ы м е р ш а я группа головоногих моллюсков (Cephalopoda), господствовавшая в ме зозое. Это подвижные животные, обитавшие в глу¬ боких м. Раковина их, чаще всего свернутая в виде плоской спирали, обычно покрыта ребристой скуль¬ птурой и при хорошей сохранности несет на повер¬ хности всегда сложно рассеченную и важную в сист. отношении лопастную линию, т.-е. линию пересече¬ ния боков, поверхности раковины с внутренними перегородками— септами. Ископаемая фауна А. служит важнейшей основой для изучения морских отложений мезозойских систем. Остатки А. широ¬ ко развиты и в мезозое Сиб. Так, в нижнетриасовых отложениях ДВК встречаются Meekoceras, Ussuria. В верхней юре Сев. Сиб. развиты: Cardioceras cordatum, С. kostromense, Amaltheus margaritatus, Phylloceras Hebertinum; на восточном склоне Ура ла: Stephanoceras portlandicum, Perisphinctes Pallasi, Cardioceras Alternans, Pavlovia и др. Там же в мело¬ вых отложениях встречаются: Polyptychites, Scaphites и др. Фауна сиб. А. обнаруживает большое род ство той же фауне европ. части Союза,—что ука¬ зывает на связь рус. и сиб. морей мезозоя. А М О Н А Ш Е В С К О Е , с.—адм. ц. Амонашевского района Канского окр.; осн. в 1735; на р. Кан; от окр. ц. и от ж.-д. ст. Канск—55 км; х-в 257, жит. 1.165. А м о¬ н а ш е в с к и й р а й о н: зап. часть—лесостепная, вост.—таежная. Тип х-ва: землед.-скотовод.; направ¬ лен, полеводства: пшен.-овс.-ржаное; скотоводства: крупный рогат. скот (молочно-мясной). Полез. иск.: бурый уголь (не разрабатывается). Пути сообщения: грунтовые дороги и сплавная р. Кан. В 1927: сельсо ветов 19, п.-т. отд. (с. Амонаш); школ I ст 20, школ для взрослых 2, амбулатория; потреб. об-в 5, кред. т-в 2, куст.-пром. коллективов 4, маслод. арт. 1 и пр. с.-х. кооп. 7. См. Канский округ. А М У Н Д С Е Н , Роальд, р. в 1872—норвеж. полярн. исследователь; в 1902 прошел из Атлантического океана вокруг Сев. Америки в Берингов пролив, раз¬ решив т. о. проблему с.-з. прохода. В 1910—12 на судне «Фрам» исследовал Антарктический материк и впервые достиг Юж. полюса. В 1918—21 пытал¬ ся совершить дрейф на судне «Мод» от берегов Аляски через Сев. Полярное м. Льды задержали его на год у с.-в. оконечности п-ова Таймыр, а в 1919—20 пришлось зазимовать в Чаунской губе. Летом 1920 А. прошел в Аляску, и оттуда вернулся в Европу. В 1924 на аэроплане пытался пролететь на Сев. полюс, но достиг всего 88° с. ш. и только в 1925 на аэростате «Норвегия» совершил перелет с о-ва Свальбарда (Шпицберген) через Сев. полюс до п-ова Аляски. В 1928 А. на французском аэро¬ плане вылетел на поиски потерпевшей аварию итальян. полярной экспедиции Нобиле и пропал без вести. Поиски его, организованные особым к-тетом, в к-ром видное участие приняли советские органи¬ зации Осоавиахима, были безрезультатны. Описа¬ ния полярных путешествий А. изд. на русск. яз. Гос. издат., отчет об экспедиции 1918—21 печата¬ ется Всесоюзной Акад. Наук. (Свердруп, Г. У. Ре¬ зультаты плавания на судне «Мод»). « А М У Р » — п е р в а я в Сиб. частная еженед. газ., изд. в Иркутске с января 1860 по апрель 1862. Редактировалась М. В. Загоскиным (см.), близкое участие в газ. принимали: М. В. БуташевичПетрашевский (местный отд.), М. П. Шестунов (внутрен. обозрение), П. А. Горбунов (иностр. отд.). В газ. сотрудничали М. А. Бакунин, пе¬ трашевцы Ф. Н. Львов и Н. А. Спешнев и др. полит. ссыльные. Мысль об изд. газ. родилась в среде сотрудников неофиц. части «Губ. Вед.» и неск. лиц из передового купечества (И. И. Пеленков, С. С. Попов и А. А. Белоголовый, брат литерато¬ ра); ими же были даны и средства на издан. газе¬ ты. Газ. имела до 600 подписчиков и значит. сеть корреспондентов. Ген.-губ. Муравьев-Амурский и его преемник Корсаков стремились использовать газету в своих целях, вмешивались во внутренние дела ред., заставляли перепечатывать готовые но¬ мера. При этих условиях газ. приходила в упадок, уменьшилась в об&еме, выходила реже (раз в 2 не¬ дели) и, наконец, закрылась. А. Т. АМУР—крупнейшая р. бассейна Охотского м. Название свое А. получил за темный цвет воды. Слово A., по мнению Л. С. Берга, произошло от искаженного названия Маму, к¬ рым именуют ниж. часть А. ольчи, гольды и негидальцы. По мне¬ нию Ламанского, слово А. образовалось от искажения монгольс¬ кого названия А. „Хара-мурэнь" (черная вода); китайское назва ние А. „Хэйхэ" (черная река) или Хей Лун-цзян (р. Черного Дра кона). Маньчжуры называют А. „Сахалин-ула"; тунгусы—Шилкарь, Силькарь; гиляки—Ля, Ля-ерри. Составляется А. двумя сливающимися у с. По¬ кровского pp. Шилкой (см.) и Аргунъю (см.). За исток А. считают р. Онон (см.)—Верх. часть р. Шилки. Начальным п. Амурского судоходства яв¬ ляется Сретенск, на р. Шилке. Глуб. фарватера Шилки меняется от 10 м до 0,5 м. В мелководье пароходное сообщение прекращается, и от Покров¬ ки или от Черняевой пассажиры пересаживаются на особые баржи, буксируемые вверх мелкосидя¬ щими пароходами. После слияния Шилки и Аргуни, образованная ими р. носит название А. С точки зрения судоходства А. можно разбить на три пле¬ са: верхний, средний и нижний.