
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
376 Голосовыя парт1и. ческихъ последовашяхъ можно до пустить смело даже перечен!е(см.),~ именно въ техъ случаяхъ, когда вме сто хроматическаго голосоведешя де лаются шаги на уменьшенные интер валы: къ которымъ нельзя въ сущности и го ворить о настоящемъ г-ш, хотя и упо требляется терминъ „голоса дополняк>1ще"(си.). М н о г о г о л о в о п о с р е д с т в о м ъ ф и г у р а ц ! и , с м . специальную статью. Сущность учетя о г-ш можно из ложить въ немногихъ словахъ. Краеугольвымъ камнемъ г-шя является ш а г ъ н а с е к у н д у . Общдй характеръ Ы я темъ плавнее и совершеннее, чемъ больше шаговъ на секунду въ отдельныхъ голосахъ,—съодной толь ко оговоркой, чтобы при этомъ не образовалось непозволительныхъ па р а л л е л е й ( с м . ) . Даже последовашя, трудно поннмаемыясъ гармонической точки з р е ш я , кажутся более или ме нее непринужденными, если все или большинство голосовъ делаютъ шаги на секунду,—все равно большую или малую (вводный и хроматичесшй по лутонъ), напр.: предпочтете, оказываемое пхагамъ па у м е н ь ш е н н ы е интервалы пе редъ шагами на у в е л и ч е н н ы е ин тервалы основано на томъ, что пер вые удовлетворяютъ одному изъ важнейшихъ принциповъ мелодики „по с л е с к а ч к а — надо сделать шагъ обратно", тогда какъ увеличенные шаги въ большинстве случаевъ заставляютъ отказываться отъ этого принципа: 1 1 мелодично. немелодично. Отличнымъ связующимъ средствомъ для следующихъ другъ за другомъ Въ вопросе о томъ, куда естествен аккордовъ служить затемъ выдержи- ней всего вести некоторые трудно ваше (связывание, лигатура) общихъ понимаемые съ гармонической сто тоновъ; подъ последними подразу роны тоны, лучше всего ор1ентиромеваются также энгармонически-то ваться при помощи указашй, сделан, жественные тоны. Исключеше состав въ статье „Римановская терминололяетъ б а с о в о й голосъ, который охот п я " . Указашя эти вытекаютъ уже но делаегь шаги въ „основные тоны* изъ обозначешй интерваловъ. Тоны, гармошй и этимъ существенно облег- при коихъ по цифровке Римана сто чаетъ понимаше гармоническихъ от- ить знакъ <, требуютъ вообще шага ношешй. Вообще же движете секун на полутонъ вверхъ; тоны со знакомъ дами, хотя и желательно, но никоимъ >—шага на полутонъ внизъ. При образомъ не можетъ быть всегда до одновременномъ движеши несколь стигнуто. Именно тотъ голосъ, кото кихъ голосовъ непр1ятно действуютъ рый большей частью сочиняется сво на ухо параллельные шаги какъ го бодно и раньше другихъ—голосъ са лосовъ, образующихъ самые совер мой мелодш (въ новейшей музыке шенные консонансы (октава и квин обыкновенно верхшй голосъ)—часто та), такъ и голосовъ, образующихъ прерываетъ секундовое движете бо диссонансы. Причины въ обоихъ слу лее крупными такъ назыв. г а р м о чаяхъ противоположны: въ первомъ н и ч е с к и м и ш а г а м и . Эти шаги соз- случае непр1ятно слишкомъ большое даютъ особый эффектъ многоголос1я сл1яше голосовъ, мешающее разо посредствомъ фигурацш ( с м . ) и слу- браться ( с р в . П а р а л л е л и ) , В О В Т О р О М Ъ — жатъ къ обогащение музыкальнаго отсутств1е логики, которая требуетъ склада: изъ одного голоса какъ бы чтобы одинъ диссонансъ былъ разрерасцветаетъ второй (въ оркестровыхъ шенъ не раньше чемъ вступить сл*и фп-ныхъ сочинешяхъ часто такъ и дуннщй. случается). Этимъ объясняется тотъ Голосовыя партш („голоса") — от фактъ, что при известныхъ гармони дельно напечатанный или написан-