
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
370 Гобрехтъ. отъ одинаково настроеннаго Oboe bassa (Grand hautbois) темъ, что у него была шарообразная резонансная в о ронка съузкимъотверстДеиъ,что силь но заглушало звукъ. Oboe p i c c o l a — старинное назваше обыкновеннаго г. Со временъ Люлли до индивидуализащи духовыхъ инструментовъ въ оркестре классической симфонш (следоват. около 1660—1760) гобои дели лись, подобно скрипкамъ, на 2 партш (1-е и 2-е г.), по нескольку пультовъ въ каждой, причемъ гобои большей частью играли unisono со скрипками. < Только въ эпизодахъ-rpio выступали 2 гобоя-соло и 1 фаготъ.—Знаменитые виртуозы на г. прошлаго и настоя щаго времени: Гальяръ (Galliard, ок. 1700), братья Безоцци (3 735), Саллантенъ, Лебрёнъ, I . X. Фишеръ, Гарнье (Gamier), Бартъ, Г. Фогтъ, Зельнеръ, Барре, Турнеръ, Лавинь (Lavigne); изъ педагогическихъ и концертныхъ ком позищй для г. следуетъ отметить шко лы Зельнера, Барре, Гарнье (немец, перев. Випрехта), Кюфнера (2-е изд. Фр. Фольбаха 1894), Г. Клинга (русс, изд. П. Юргенсона), 48 этюдовъ (ор. 31) Ферлинга, концерты Рица (ор. 33), Эд. Штейна (ор. 10), Клугхардта (ор. 18) и пр.; остальные изъ выше названныхъ виртуозовъ также писали этюды, пьесы, концерты и пр. для г.. О р г а н н ы й р е г и с т р ъ подъ назвашемъ г. — 8-футовый язычковый го лосъ съ цилиндрическими корпуса ми, къ которымъ сверху припаяны воронки, такъ что корпусъ похожъ по форме «на оркестровый инструментъ г.. Г. представляетъ собой такъ на зыв. половинный голосъ, т. е. регистръ этотъ применяется только для верх ней половины клав1атуры, а въ ниж ней заменяется фаготомъ (см.). Гобрехтъ (Hobrecht, Obrecht, Obreht. Obertus, Hobertus), Я к о б ъ, одинъ изъ наиболее выдающихся нидерландс. контрапунктистовъ, современникъ Жоскина, род. около 1450 ве роятно въ Брюгге, 1490 капельмей стеръ церкви св. Доната тамъ-же, 1492 капельм. церкви Notre Dame въ Ан тверпене (после Барбиро), 1498 снова при церкви св. Доната, 1501—въ Ан тверпене, 1504 въ Италш, где и умеръ въ Ферраре отъ чумы (1505). Изъ про изведешй Г. сохранилось множество мессъ, мотетовъ и chansons; Петруччи напечаталъ сборникъ его мессъ: „Mis- стоящее время (I): I. 8va I I . 8ya однако писать для —0оркестра предпочитаютъ какъ по- Щ г казано подъ I I , ввиду того, что иижпяго b нетъ во многихъ инструментахъ, а верхше тоны не всяшй въ состоянш взять. Срв.такжесказанноеотвердости языч ка въ статье „Фаготъ". Тембръ г. несколько гнусливъ, но гораздо му жественнее, чемъ у флейты и менее чувственно-пышенъ, чемъ у кларне та. Звучность г. въ певучихъ местахъ производить впечатлеше чего-то наивнаго, целомудреннаго, вследств1е чего этотъ инструментъ играетъ въ оперной и программной музыке боль шую роль въ качестве представителя девственности и чистоты духа. Въ церковной музыке и по cie время г. предпочитается кларнету. Въ насто ящее время пользуется большой по-, пулярностью, или вернее начинаетъ снова все более и более входить въ употреблеше одна разновидность г., а именно а л ь т о в ы й г о б о й , извест ный подъ именемъ а н г л 1 й с к а г о р о ж к а (франц. Cor anglais; итал. Corno inglese. немец. Englischhorn); г г п у объемъ его: I т. е. тот ь- же, что и у г., но на квинту ниже. Англ. рожокъ считается транспонирующимъ инструментомъ; napTia его вотируется на квинту выше, чемъ она звучитъ. следовательно: (какъ валторна i n F ) . Корпусъ англ. рожка, вследств1е его длины, согнутъ подъ тупымъ угломъ; въ 17-18-мъ вв., когда онъ былъ всюду распространен ъ подъ именемъ Oboe da caccia, инстру ментъ этотъ имелъ серповидную фор му подобно Zink&y и былъ обтянутъ кожей. Совершенно вышелъ изъ употреблешя теперь Oboe d&amore (Hautbois d&amour), который былъ на ма лую терцш ниже обыкновеннаго г., следовательно въ А, но отличался