* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
-
32 —
б*е лице сознаетъ свободу. т*мъ ясн*е представляется ему необходимость порядка. Самое повиновете про ходить несколько ступеней. Сначала является повино в е т е лицу, на которое общимъ дов*р1емъ возлагается охранен1е порядка и защита слабыхъ. Зат*мъ ел*дуетъ подчинеше отвлеченному правилу, для вс*хъ равному (закону). Наконецъ лицо сознаетъ, что своимъ повиноветемъ оно служить высшимъ идеямъ порядка и правды, такъ какъ и личная власть и отвлеченныя правила получаютъ свою принудительную силу отъ этихъ идей, являются ихъ выражешемъ. Основашемъ такого вн*шняго, но живаго порядка, установленнаго для свободныхъ и разумныхъ существъ, служить право, а самый порядокъ можно назвать юридическимъ. Уже по своему характеру, право, какъ основа вн*шняго порядка, не исчерпываетъ всей жизни и не обнимаетъ собою вс*хъ отношешй между лицами. Но оно даетъ этимъ отношешемъ устойчивость и обезпеченность. Идеалъ общества, въ которомъ вс* отноше шя определялись бы исключительно нравственностью, никогда не осуществится; даже въ семейств* и въ церкви, въ основ* которыхъ лежитъ нравственность, оказывается необходимымъ вн*шшй порядокъ и принуждеше. Исполнете нравственныхъ требовашй во всемъ ихъ объем* доступно сравнительно немногимъ. Съ другой стороны нравственный порядокъ, какъ сво бодный, долженъ достигаться усилдями каждаго лица, и юридичесшй порядокъ д*лаетъ возможными и облегчаетъ эти усшпя. Право, по выражешю одного юриста, можно сравнить съ силою тепла и воздуха для расте ши; оно не д*лаетъ челов*ка ни богатымъ, ни добрымъ, ни счастливымъ, но оно даетъ возможность npio6р*сти богатство и счаст1е. Нравственность выше права; но совм*стная жизнь людей невозможна вн* юриди ческаго порядка; онъ остается необходимымъ услов!емъ