
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
21 Въ международной нолитик? госу дарственные долги всегда являются опасностью. Государство, обременен ное долгами, бываетъ часто связано ими въ своихъ международныхъ сношеніяхъ Государственный кр?дитъ подчи няется общимъ экономическимъ законамъ кредита, т. е. зависитъ отъ кре дитоспособности государства. Платонадежность государства опред?ля?тся состояніемъ его финансовъ, экономи ческимъ положені?мъ его народа, по рядками в?д?нія его государственнаго хозяйства, значительностью его долговъ, удовлетворительностью платежей по существующимъ займамъ, обложенностью насел?нія и характеромъ политики, которая имъ пр?сд?ду?тся Всякое сомн?ніе въ прочности сущ?ствованія государства въ корн? подрыва?тъ его кр?дитъ. Сильно м?шаетъ государственному кредиту и опасені? политич?скихъ изм?неній въ его стро?. Признаками полож?нія государст веннаго кредита могутъ служить вы сота выплачива?мыхъ имъ по государств?ннымъ займамъ процентовъ и легкость, съ которой имъ осущест вляются займы. III. Роды государственнаго кредита можно отм?тить сл?дующіе: 1) Принудительные займы. Въ форMi принудительной государство мо жетъ должать, а) затягивая платежи или принуж дая къ преждевременнымъ взносамъ плательщиковъ податей, пошлинъ и налоговъ; б) приб?гая къ систем? должностныхъ залоговъ; в) принудительными займами и рек визитами; г) установляя принудительное обращені? бумажныхъ денегъ. Вс? эти способы вносятъ величай 9 ; I & I I 1 шее разстройство въ государственное хозяйство. Но особенно опасно при нудительное обращеніе бумажныхъ д?н?гъ. Бумажныя деньги создаютъ совер шенно о с о б а я , рода государственный долгъ: б?зпроцентный, съ постоянно изм?няющимся составомъ мелкихъ кр?диторовъ, съ неопр?д?ленностью са мой суммы долга, такъ какъ бумаж ныя деньги постоянно приливаютъ въ казначейства и снова ими расходуются. Не смотря на опасность, которая всегда сознается, правительства иску шаются удобствами и дешевизной займовъ въ форм? выпуска кредитныхъ билетовъ. Въ хорошія времена, при ум?ренномъ пользованіи такими безпроцентными займами, кредитные би леты безвредны: они даже могутъ быть полезны, пока служать наравн? съ монетой и лишь облегчаютъ денежное обращеніе. Но какъ только наступаютъ финансовыя затрудненія, кредитные билеты создаютъ опасность. Д?ло въ томъ, что для постоянная разм?на кредитныхъ билетовъ приходится дер жать въ наличности значительные за пасы звонкой монеты. Такі? запасы легко истощаются при болыпихъ тратахъ заграницей, напр. во время войнъ или по кр?дитнымъ оп?раціямъ. При этомъ подожені? всегда ухудшается усиленнымъ тр?бованіемъ разм?на, такъ какъ обращ?ні? бумажныхъ де негъ основано надов?ріи, и мал?йшее сомн?ні? въ непзм?нности разм?на по буждаете публику уклоняться отъ прі?ма кредитныхъ билетовъ вм?сто звон кой монеты. Ясно, что, при значительности бумажная обращенія, въ такихъ условіяхъ можетъ наступить моментъ, когда государство не въ состояніи продолжать разм?нъ кредитныхъ билетовъ на звонкую монету, посл? чего приходится приб?гать къ прекра-