
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
739 Е С Т Е С Т В Е Н Н Ы Й Э К С П Е Р И М Е Н Т 740 тям. Н о в следующих поколениях вновь н а ступают, в силу изменчивости, некоторые различия среди потомков; вновь б о р ь б а з а существование с о х р а н я е т наиболее п р и с п о собленные ф о р м ы , к т о р ы е п е р е д а ю т с в о и улучшенные к а ч е с т в а п о т о м с т в у , и т. д. Т а к , путем медленного и нечувствительного н а к о п л е н и я м е л к и х изменений о р г а н и з м ы с о в е р ш е н с т в у ю т с я и п р и с п о с о б л я ю т с я . Это с о в м е с т н о е действие н а ч а л и з м е н ч и в о с т и , борьбы з а существование и наследственно сти Д а р в и н н а з в а л естественным о т б о р о м . Т . о . и с т о р и я изменений, или э в о л ю ц и я о р г а н и з м о в о б ъ я с н я е т с я не «конечными п р и чинами» или «конечными целями», не с в е р х ъ естественным вмешательством, н о цепью причинных связей. П о мнению Дарвина б о р ь б а з а существование особенно сильна у б л и з к и х ф о р м . С о п е р н и ч е с т в о бывает тем с и л ь н е е , чем более имеется с х о д с т в а в о б р а з е ж и з н и и свойствах с о п е р н и к о в . Н а п р о т и в , соперничество ослабевает с приобретением новых и разных особенностей. Возьмем п р и м е р : если в о л к и в какой-нибудь м е с т н о сти п и т а ю т с я о л е н я м и и о в ц а м и , г о н я я с ь з а н и м и , и если чтобы поймать о л е н я , т р е б у е т с я о с о б а я б ы с т р о т а , а чтобы з а р е з а т ь о в ц у — о с о б а я с и л а , то в ы и г р а ю т в б о р ь б е з а с у щ е с т в о в а н и е в о л к и о с о б е н н о быстрые и волки о с о б е н н о сильные. Ч е м больше б у дет быстрота о д н и х в о л к о в , тем более о н и смогут с п е ц и а л и з и р о в а т ь с я н а ловле о л е н е й , а чем более будет с и л а д р у г и х , тем более эти д р у г и е смогут с п е ц и а л и з и р о в а т ь с я н а о в ц а х . В с е ж е ф о р м ы в о л к о в , не о б л а д а ю щ и е н и о с о б о й б ы с т р о т о й , н и о с о б е н н о й с и л о й , не с о х р а н я т с я в борьбе з а ж и з н ь и вымрут. М е ж д у д в у м я о с т а в ш и м и с я крайними г р у п п а м и (быстрые и сильные) к о н к у р е н ц и я о с л а беет, т. к . к а ж д а я и з этих г р у п п перейдет н а о с о б у ю п и щ у . И тем м е н ь ш е будет с о п е р н и ч е с т в а , чем р е з ч е крайние ф о р м ы будут о т л и ч а т ь с я д р у г от д р у г а . Т а к Д а р в и н п р е д с т а в л я л себе п р о и с х о ж д е н и е с п е р в а р а з н о в и д н о с т е й , а потом из р а з н о в и д н о с т е й — в и д о в . Этот вывод с в о е й т е о р и и Д а р в и н н а з в а л п р и н ц и п о м « р а с х о ж д е н и я (дивергенции) признаков и вымирания промежуточных форм». Средние формы, по мнению Д а р в и н а , находятся в природе в худших уеловиях. Л и ш ь крайности с о х р а н я ю т с я , с п е ц и а л и з и р у я с ь в каком-нибудь о т н о ш е н и и и у м е н ь ш а я этим к о н к у р е н ц и ю в б о р ь б е з а ж и з н ь . Ч е м р а з н о о б р а з н е е будут п о т о м к и к а к о г о нибудь в и д а , чем более о н и будут р а з л и чаться между с о б о й привычками, строением и о б щ и м с к л а д о м , тем б о л ь ш е е ч и с л о мест в п р и р о д е о н и о т в о ю ю т . Это н а ч а л о — р а с х о ж д е н и е п р и з н а к о в — Д а р в и н п р и м е н я е т не только к видам, принадлежащим к одному р о д у и п р о и с х о д я щ и м , п о его м н е н и ю , и з к а кого-либо вымершего вида вследствие у с и л е н и я р а з н и ц ы м е ж д у его р а з н о в и д н о с т я м и , — н о и к п р о и с х о ж д е н и ю более к р у п н ы х п о д разделений животного и растительного ц а р с т в а ( р о д ы , семейства, о т р я д ы и т. д.) и з с о о т в е т с т в у ю щ и х более м е л к и х ( и з в и д о в , р о д о в , семей). Т е о р и я естественного о т б о р а неоднократ н о п о д в е р г а л а с ь к р и т и к е . Самые главные в о з р а ж е н и я следующие. Е щ е Келликером, Вигандом, Спенсером, Бетсоном и многими д р у г и м и у к а з ы в а л о с ь , что незначительные и з м е н е н и я , не п р е д с т а в л я я для ж и в о т н о г о или р а с т е н и я н и к а к и х с у щ е с т в е н н ы х выгод, не могут быть и с п о л ь з о в а н ы о т б о р о м . П о э т о м у о т б о р не м о ж е т влиять н а усиление и х . О т б о р не о б ъ я с н я е т т а к ж е в о з н и к н о в е н и я м н о г и х о р г а н о в , т. к . н а ч а л ь н ы е стадии р а з в и т и я этих о р г а н о в с о в е р ш е н н о б е с п о л е з н ы . Дарвинисты справедливо в о з р а ж а ю т н а это, что д л я о т б о р а ч а с т о имеет з н а ч е н и е не в е л и ч и н а в а р и а ц и и , н о т а р о л ь , к-рую эта в а р и а ц и я играет в ж и з н и вида. О н и у к а з ы в а ю т т а к ж е н а к р и т и ч е с к и е моменты в ж и з н и в и д а , к о г д а и н е б о л ь ш и е у к л о н е н и я могут сыграть б о л ь ш у ю р о л ь . Н а к о н е ц о н и у к а з ы в а ю т , что б е з р а з л и ч н ы й с п е р в а п р и з н а к м о ж е т р а з в и в а т ь с я в с и л у корреляции (см.) параллельно с развитием полезного п р и з н а к а , п о к а не п р и о б р е т е т р а з м е р ы , д о с т а т о ч ные д л я т о г о , чтобы о к а з а т ь с я полезным для вида и п о д л е ж а т ь действию о т б о р а . В т о р о е в о з р а ж е н и е , что н и к о г д а в отдельных с л у ч а я х н е л ь з я в деталях д о к а з а т ь о т б о р а , т. к , борьба з а существование слишком сложное я в л е н и е , т о ж е не о п р о в е р г а е т т е о р и и , т. к . п о с л е д н я я выводится дедуктивно и з я в л е н и й геометрической прогрессии размножения, изменчивости и н а с л е д с т в е н н о с т и , а не о п и р а е т с я н а п р о с л е ж е н н ы е с л у ч а и ее п р и м е н е н и я ( с м . Борьба за существования). Лит.—см. лит. к статье Д а р в и н и з м . А.Некрасов. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, как метод п с и х о л о г и ч е с к о г о и с с л е д о в а н и я , з а н и мает с р е д н е е п о л о ж е н и е м е ж д у методами объективного наблюдения и л а б о р а т о р н о г о э к с п е р и м е н т а . О н с т р е м и т с я сочетать есте ственность у с л о в и й н а б л ю д е н и я с т о ч н о с т ь ю и научностью эксперимента. Е . э. позволяет, с о х р а н и в естественность п о в е д е н и я ч е л о в е к а , и з у ч а т ь его экспериментальным путем, т. е . вызывать п о п р о и з в о л у р а з л и ч н ы е акты этого п о в е д е н и я , в а р ь и р у я и х у с л о в и я или п о в т о р я я опыт в о д н о й и той нее с и т у а ц и и н е с к о л ь к о р а з . В п е р в ы е метод Е . э . был п р е д л о ж е н п р о ф . П е т е р б у р г с к о г о психо-неврол о г и ч е с к о г о ин-та А . Ф . Л а з у р с к и м п р и м е нительно к детям. Мысль Л а з у р с к о г о з а к л ю ч а л а с ь в т о м , что к а ж д ы й вид ш к о л ь н ы х з а н я т и й р е б е н к а имеет в с в о е й о с н о в е о п р е д е л е н н у ю ф у н к ц и о н а л ь н о с ним с в я з а н н у ю ф о р м у поведения (псих, явление, к а к гово рил Лазурский). Поэтому на основании ана лиза педагогических занятий школьника в о з м о ж н о з а к л ю ч а т ь о его поведении в п с и х о л о г и ч е с к и х т е р м и н а х ; н а п р . х о р о ш е е или плохое заучивание и воспроизведение стихо т в о р е н и я у к а з ы в а е т н а х о р о ш у ю или п л о х у ю п а м я т ь р е б е н к а ; р и с у н о к дает о с н о в а н и я для з а к л ю ч е н и я о его творчестве и т. д. Л а з у р с к и й с о в м е с т н о с о с в о и м и с о т р у д н и к а м и дал с о о т в е т с т в у ю щ и й ф н к ц . а н а л и з всего д н я школьных занятий, выбрал из них наиболее типичные з а д а ч и , п р и в е л и х в систему и о р г а н и з о в а л т. о . э к с п е р и м е н т , н а з в а в его ес тественным н а том о с н о в а н и и , что о н с о в е р ш а е т с я в естественных у с л о в и я х ш к о л ь н о й ж и з н и детей. О д н а к о Л а з у р с к и й не имел в о з м о ж н о с т и д о к о н ц а о ф о р м и т ь методическую с т о р о н у Е . э . В р а в н о й м е р е материалы опы т а были им р а з р а б о т а н ы применительно к д о р е в о л ю ц и о н н о й ш к о л е . П о э т о м у в его р е д а к ц и и этот метод к н а с т , в р е м е н и значитель-