
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
691 ЕГИПЕТСКОЕ ВОСПАЛЕНИЕ ГЛАЗ 692 м е р а м и , т. к . генотип п р и этом не м е н я е т с я . О д н а к о у л у ч ш и т ь далее м о л о ч н о с т ь к о р о в ы т а к и м путем мы не м о ж е м , х о т я и з н а е м , что есть к о р о в ы , д а ю щ и е м о л о к а г о р а з д о б о л ь ш е , чем 2 . 5 0 0 л и т р о в в год ( с в ы ш е 1 0 . 0 0 0 л ) . Н о эти м о л о ч н ы е к о р о в ы о т л и ч а ю т с я от н а ш и х я р о с л а в о к у ж е п о своему наследствен ному генотипу. И среди н а ш и х я р о с л а в о к в с т р е ч а ю т с я р а з н ы е генотипы, т. к . в о д н о м и том ж е стаде п р и о д н и х и тех у с л о в и я х одни к о р о в ы дают больше м о л о к а , а другие м е н ь ш е . У л у ч ш и т ь стадо там,где у ж е не у д а е т с я достигнуть к а к и х - н и б у д ь р е з у л ь т а т о в путем е в ф е н и ч е с к и х м е р о п р и я т и й , м о ж н о т о л ь к о тщательным о т б о р о м л у ч ш и х п р о и з водителей, т. е. е в г е н и ч е с к и м п у т е м . Ч т о к а с а е т с я ч е л о в е к а , то д л я у л у ч ш е н и я его ф и з и ч е с к и х свойств и с п о с о б н о с т е й Е . играет о с о б е н н о существенную р о л ь . У че л о в е к а б о л ь ш е , чем у к а к о г о бы то н и было вида ж и в о т н о г о и р а с т е н и й , фенотип о п р е деляется внешними у с л о в и я м и . Мы н а б л ю даем п о в с ю д у , что в о с п и т а н и е р е б е н к а в п л о х и х гиг. у с л о в и я х и п р и п л о х о м п и т а н и и ведет к о с л а б л е н и ю е г о , быть м о ж е т з д о р о в о го и с и л ь н о г о , г е н о т и п а , о с л а б л я е т его п р и родную способность бороться с инфекциями (туберкулез). Н а о б о р о т , воспитание и ж и з н ь в х о р о ш и х у с л о в и я х повышают его наслед ственные силы и с о п р о т и в л я е м о с т ь ряду заболеваний. Гигиена, и в особенности соц. гигиена, физкультура, п р о ф и л а к т и к а , о х р а н а м а т е р и н с т в а и младенчества и в с я м е дицина вообще я в л я ю т с я могущественными методами Е . Н о в о с о б е н н о с т и з н а ч и т е л ь н о влияние среды и внешних у с л о в и й н а р а з в и тие п с и х и ч е с к и х с п о с о б н о с т е й ч е л о в е к а . Ч е л о в е к р о ж д а е т с я н а свет без е д и н о г о у с л о в н о г о р е ф л е к с а , а з а п а с его б е з у с л о в н ы х в р о жденных рефлексов с о в е р ш е н н о недостато ч е н д л я п о д д е р ж а н и я его с у щ е с т в о в а н и я , т а к к а к в этом о т н о ш е н и и ч е л о в е к о д а р е н от п р и р о д ы б е д н е е , ч е м д р у г и е виды ж и в о т н ы х , а в особенности насекомые, обладающие сложными врожденными инстинктами, до с т а т о ч н о п о л н о р е г у л и р у ю щ и м и все и х п о в е дение. К р о м е того человек—социальный о р ганизм, существование к о т о р о г о повидимому н е в о з м о ж н о вне с о ц . с р е д ы . Т о л ь к о в в ы мышленном и п л о х о в ы м ы ш л е н н о м р о м а н е ребенок Т а р з а н смог вырасти и д а ж е н а у ч и т ь с я я з ы к у , не в и д я н и о д н о г о ч е л о в е к а . Н а с а м о м деле о ч е в и д н о , что в генотипе ч е ловека заложены только способности к р а з говорной речи, а самая речь, равно как и в с я остальная система у с л о в н ы х р е ф л е к с о в , д а е т с я в н е ш н е й с о ц . с р е д о й с великим б о г а т ством накопленного человечеством и пере дающегося по традиции из поколения в п о к о л е н и е опыта. П о э т о м у в с я с и с т е м а в о с п и тания и обучения относится к области Е . В в и д у этих о с о б е н н о с т е й ч е л о в е к а , в о м н о гих с л у ч а я х очень т р у д н о з а в н е ш н и м , л е г к о наблюдаемым фенотипом определить его п р и родные способности—генотип. Е с л и человек в о с п и т ы в а л с я в х о р о ш и х гиг. у с л о в и я х и имел в о з м о ж н о с т ь в о с п о л ь з о в а т ь с я х о р о ш и м в о с п и т а н и е м и о б р а з о в а н и е м , н о все-таки о с т а л с я и хилым и м а л о р а з в и т ы м , то мы с достаточной уверенностью заключаем о его физ. и псих, неполноценности. Н о такого з а к л ю ч е н и я н е л ь з я сделать п о о т н о ш е н и ю к человеку, который р а з в и в а л с я в неблаго п р и я т н о й с р е д е : х и л ы й р а б о ч и й , с детства о т р а в л я ю щ и й с я с в и н ц о м , н а с а м о м деле м о ж е т быть о д а р е н от п р и р о д ы х о р о ш и м з д о р о в ь е м и ф и з . с и л о й , к-рые о н м о ж е т п е р е дать и с в о и м детям, если о н и будут в о с п и тываться в гиг. у с л о в и я х . П а с т у х , н а и г р ы в а ю щ и й н а дудке с в о и собственные к о м п о з и ц и и , м о ж е т быть о к а ж е т с я более о д а р е н ным м у з ы к а н т о м , чем и н о й бесталанный п и а н и с т , к о т о р о г о с детства о б у ч а л и м у з ы к е . В с о в е р ш е н н о м с о ц и а л ь н о м с т р о е в с е дети д о л ж н ы быть поставлены в х о р о ш и е гиг. у с ловия, обеспечивающие их нормальное ф и з . р а з в и т и е ; дети с нек-рой н е д о с т а т о ч н о с т ь ю ф и з . генотипа м о г у т быть в з н а ч и т е л ь н о й степени и с п р а в л е н ы с о о т в е т с т в у ю щ и м у х о дом. Соответствующим воспитанием и в не к о т о р ы х с л у ч а я х лечением могут быть и с п р а влены в р о ж д е н н ы е недостатки т е м п е р а м е н т а . В н а ш е м р а с п о р я ж е н и и имеется у ж е те п е р ь м н о г о м е т о д о в , чтобы определить о д а ренность ребенка в различных отнршепиях. Е . т р е б у е т , чтобы к а ж д ы й р е б е н о к был п о ставлен в т а к и е у с л о в и я в о с п и т а н и я и о б р а з о в а н и я , п р и к о т о р ы х е г о специальные наследственные с п о с о б н о с т и н а ш л и бы н а и более п о л н о е и н а и б о л е е ценное в ы р а ж е н и е в его ф е н о т и п е . Лит.—см. лит. к ст. Евгеника. Н . Кольцов. Е Г И П Е Т С К О Е В О С П А Л Е Н И Е Г Л А З , см. Трахома. Е Д К И Е Щ Е Л О Ч И , р а с т в о р и м ы е в воде гидроокиси металлов:. гидроокись калия, едкое к а л и , К О Н ; г и д р о о к и с ь н а т р и я , едкий н а т р , N a O H , применяемый в технике в не ч и с т о м виде п о д н а з в а н и е м к а у с т и ч е с к о й с о ды; г и д р о о к и с ь к а л ь ц и я , е д к а я и з в е с т ь , Са(ОН) ( г а ш е н а я известь, гидрат о к и с и к а л ь ц и я С а О ) ; г и д р о о к и с ь б а р и я , едкий б а р и т В а ( О Н ) (гидрат б а р и т а , о к и с и б а р и я В а О ) . Н а з в а н и е Е . щ . о т н о с я т к а к к твердым веществам, так и к и х р а с т в о р а м («щелок»). К Е . щ. относят и раствор аммиака к а к с о д е р ж а щ и й г и д р о о к и с ь а м м о н и я (гидрат а м мония): N H + H O ^ N H O H , аналогичную гидроокиси к а л и я , н а т р и я и д р . В водных р а с т в о р а х все о н и п о к а з ы в а ю т « щ е л о ч н у ю » р е а к ц и ю н а л а к м у с ( к р а с н ы й л а к м у с синеет) и д р . и н д и к а т о р ы , что о б у с л о в л и в а е т с я о б р а зованием общего гидроксильного& иона О Н ( с м . Диссоциация электролитическая): напр. К О Н ? К " + О Н & . «Щелочная» реакция кроме Е . щ . может обусловливаться солями «сла бых» к и с л о т ( у г о л ь н о й , к р е м н е в о й , б о р н о й , ц и а н и с т о й и д р . ) вследствие разложения этих солей водой (гидролиз), н а п р . : К С 0 + + H O ^ K H C 0 + K O H . Д л я отличия едких щ е л о ч е й от щ е л о ч е й углекислых ( у г л е к и с лых солей) к раствору прибавляют не сколько капель алкогольного р а с т в о р а фе н о л ф т а л е и н а , затем — и з б ы т о к х л о р и с т о г о б а р и я ( В а С 1 ) ; п о я в и в ш а я с я р о з о в а я & или к р а с н а я о к р а с к а в растворе Е . щ. остается, а в с л у ч а е у г л е к и с л ы х с о л е й исчезает вслед ствие о с а ж д е н и я н е р а с т в о р и м о г о у г л е к и с л о го б а р и я ( K C 0 + B a C l = B a C 0 + 2 K C i ) с уничтожением растворимой углекислой со л и , г и д р о л и з к-рой о б у с л о в л и в а е т появление гндроксильных ионов (щелочную реакцию). 2 2 3 2 4 2 3 2 3 2 2 3 2 3 Действие Е . щ. на организм обусло в л и в а е т с я отнятием воды от т к а н е й , раство-