
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
791 ПСИХОМЕТРИЯ 792 С П Б , 1909; Р е ф л е к с о л о г и я или- п с и х о л о г и я , М а т е р и а л ы дискуссии, проведенной Методол. секцией об-ва рефлек с о л о г и и , н е в р о л о г и и и т . д . , 4 / V — 1 0 / V I 1929 г . , Л . , 1930; С м и р н о в А . , Психология ребенка и подростка, М., 1929; С п е н с е р Г . , О с н о в а н и е п с и х о л о г и и , С П Б , 1897; Ч е л п а н о в Г., Объективная психология в России и А м е р и к е , М . , 1925; он же. В в е д е н и е в э к с п е р и м е н т а л ь н у ю п с и х о л о г и ю , М . , 1929; Ч у ч м а р е в 3 . , М а р к с и з м , п с и х о - ф и з и о л о г и я , у с л о в н ы е р е ф л е к с ы , М . — Л . , 1930; Ш у л ь ц е Е . , Практикум по экспериментальной пси х о л о г и и , М . , 1926; Э б б и н г а у з Г . , О с н о в ы п с и х о л о г и и , С П Б , 1912; Э в е р г е т о в И., П о с л е э м п и р и з м а , Л . , 1925; Э л е м е н т ы о б щ е й п с и х о л о г и и , п о д р е д . К о р н и л о в а , М . , 1930; Э ф р у с с и П . , П с и х о л о г и я р а н н е г о д е т с т в а , М . — Л . , 1931; A d 1 е г A . , U b e r den nervosen C h a r a k t e r , 4 A u f l . , Munchen, 1928; D e s s u a r M., Geschichte der neueren deutschen P s y c h o l o g i e , В . , 1894; D u m a s G . , N o u v e a u traite de psychologie, v . I-—-IT, P . , 1929; F o n c a u l t , Cours de psychologie, P . , 1928; H a n d b u c h d . vergleichenden Psychologie, hrsg. v . G . K a f k a , В . I — I I I , Munchen, 1922; H a n d w o r t e r b u c h der med. Psychologie, hrsg. v . K . B i r n b a u m , L p z . , 1930 ( л и т . ) ; J a n e t P . , L & e r o l u t i o n psychologique de la personalite, P . , 1929; K r o n f e l d A . , L e l i r b u c h der C h a r a k t e r k u n d e , В . , 1932: M c D o u g a l l e W . , O u t l i n e s of psychology, N . Y . — C h i c a g o , 1924; P a u 1 i R . . Psychologisches P r a k t i k u m , J e n a , 1 9 2 0 ; S c h i l d e r P . , Medizinier P s y c h o l o gie, В . , 1924. Периодические издания.—Вестник философии и психо л о г и и , М . , 1889—1916; В е с т н и к П с и х о н е в р о л . и н - т а , С П Б , 1908—1916; В о п р о с ы и з у ч е н и я и в о с п и т а н и я л и ч н о с т и , Л . , с 1918; О б о з р е н и е п с и х и а т р и и , н е в р о п а т о л о г и и и э к с п е р и м е н т а л ь н о й п с и х о л о г и и , Л . , 1917—1926; П с и х о л о г и я , М . , с 1928; П с и х о т е х н и к а , М . , с 1928; С о в р е м е н н а я п с и х о н е в р о л о г и я , К и е в , с 1925 (с 1930 г . п о д названием—Советская психоневрология, выходит в Харь кове); У к р . вестн. рефлексологии и экспериментальной п е д а г о г и к и , Х а р ь к о в , 1924—1930; A m e r i c a n j o u r n a l of psychology, B a l t i m o r e , с 1887; A r c h i v ltir die ges. P s y c h o logie L p z . , с 1903; B r i t i s h j o u r n a l of m e d i c a l r s y c h o i o g y , L . , с 1923; B r i t i s h j o u r n a l of psychology, C a m b r i d g e , с 1911; J o u r n a l of general psychology, Worcester, с 1928; J o u r n a l of e x p e r i m e n t a l psychology, P r m c e p t o n , с 1916; J o u r n a l de psychologie n o r m a l e et p a t h o l o g i q u e , P . , с 1924; L & a n n e e psychologique, P . , с 1894; Psyche logical a b s t r a c t s , P h i l a d e l p h i a , c 1927; P s ^ c h o l o g i s c t e F o r s c h u n g , В . , с 1922; T h e j o u r n a l of a b n o r m a l psychology, Boston, с 1906; R e v u e de psychologie sociale, P . , " c & 1 9 0 7 ; Z e i t s c h r i f t f. a n gewandte P s y c h o l c g i e , L p z . , 1907; Zeitschrift f. P s y c h o l o gie u n d Physioiogie des Sinnesorganc, L p z . , 1890. : П С И Х О М Е Т Р И Я , в эмпирической психологии (Вундт и его школа) тот отдел, где излагались опыты с реакциями, позволившие якобы вычис лить точное время протекания «чисто психичес ких» процессов. Если в ответ на какое-нибудь простое раздражение (звонок, стук молоточка, зажигание лампочки и т. п.), заранее ему извест ное, испытуемый отвечал также заранее обусло вленным простым движением (напр. нажимом пальца на кнопку контактного ключа), то такой процесс назывался простой или «натуральной» реакцией. Уже в этом столь несложном про цессе можно различить два разных типа реаги рования. Если все внимание испытуемого будет обращено на движение пальца, то такая реак ция постепенно начинает приблиясаться к полу автоматическому движению, становится чрезвы чайно быстрой и называется «моторной». Другой тип реагирования получится в том случае, если мы предложим испытуемому обратить все вни мание на раздраясение и нажимать пальцем не раньше, чем он ясно воспримет данное раздра жение. Так как это связано с активизаци ей восприятия (sensus), то эту реакцию называ ют «сенсорной». Она значительно длиннее моторной. Время, протекшее от подачи раздражения до ответного движения, обычно регистрируется ка ким-либо точным прибором, по б.ч. хроноскопом (см.-Тип па хроноскоп), позволяющим учитывать промежутки времени до 0,001 сек. (к-рая назы вается «сигмой» и обозначается греческой бук вой <т). Можно «воспитать» у одного и того же испытуемого оба типа реагирования. Что же ка сается «натуральных» реакций, то у одних они приближаются к моторным.у других—к сенсор ным. Таким путем пытались изучать и класси фицировать простейшие «волевые» процессы, поскольку предполагалось, что акт реакции включает в себя осознание и решение. Можно усложнять эти опыты и со стороны восприятия и осмышления и со стороны движе ния. Если испытуемый должен различать дан ное раздражение из нескольких (предваритель но ему показанных), а уже затем реагировать, то такая реакция носит название «реакции разли чения» и длится обычно еще больше, чем сенсор ная. (Моторная реакцияпротекает обычно в пре делах от 0,080 до 0,180 сек., сенсорная—от 0,120 до 0,250 сек., реакция различения—0,2—0,4.) Еще длительнее «реакция узнавания», когда испытуемому заранее неизвестно, какое раз дражение он получит, и он должен реагировать не ранее, чем узнает данное раздражение. Сле дующей по сложности идет «реакция выбора», когда испытуемый не только различает раздра жения, но и различно регаирует, напр. на один цвет—одним пальцем, на другой—другим. Мож но также предложить испытуемому отвечать на предъявленное ему слово другим словом, пер вым пришедшим ему в голову («реакция свобод ной ассоциации») или стоящим в определенной связи с ним («ограниченная ассоциация»), напр. подбирать к подлежащему.сказуемое или к ро довому понятию—видовое и т. п. Наконец мож но вызвать у испытуемого суждение и также за регистрировать время его протекания. При этом для т . н . эмпирической психологии наибольший интерес представляли не абсолютные цифры длительности реакций, а разница между реак циями. «Простейший процесс реакции содержит в себе однако же,—пишет Вундт («Очерк пси» хологии» § 14; 14а),—креме волевого процесса, всегда и чисто физиологические звенья (прове дение чувственного возбуждения к мозгу, двига тельного—к мускулу). Если мы будем вставлять в процесс реакции дальнейшие психические акты (акты различения, узнавания, простые ассоциации, акты выбора), что конечно возмож но только при полной форме реакции, то, вычи тая из времени длительности получаемой т. о. сложной реакции время простой реакции, мы можем определить время, нужное для выполне ния строго определенных психических процес сов. Т. о. получается время узнавания и разли чения сравнительно простых впечатлений (цве тов, букв, коротких слов)=0,03—0,05 сек., вре мя асесциации воспоминания =0,3—0,8 сек.,, время выбора между двумя движениями (пра вой и левой рукой)=0,06 сек., между десятью движениями (одним из десяти пальцев)=0,4 сек. и т. д.». Предполагалось при этом, что физиол. процесс для простой и сложной реакции при мерно одинаковый — проведение возбуждения до центра и отлдентра к мышцам, поэтому время, отличающее одну реакцию от другой, считалось временем протекания «чистых психических про цессов». Предполагалось, что, вычитая например из времени протекания реакции различения время простой реакции, можно получить время протекания псих, процесса различения, а вычи тая из реакции выбора реакцию различения мояшо получить «чистое время» псих, процесса выбора. Казалось, что удалось измерить псих, процессы, подойти к ним с чисто количествен ной, математической стороны; поэтому этот раз дел опытов с реакцией и получил название психометрии. Волевой акт казался одним из наи более важных, т. к. «все возможные формы связи