
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
779 ПСИХОЛОГИЯ 780 •связанной с его аффективной теорией воли. Развитие высших форм активности и единства сознания он находил в социально-историче ском развитии человечества, в истории религии и мифов, языка, искусств и т. д. В соответствии с этим Вундт создает свою «психологию языка», «психологию народов», что при идеалистиче ском характере концепции Вундта привело его к психологизации общественных наук. Уже в самой системе Вундта обнаружилось глубо кое противоречие между естествознанием и соц. науками в проблемах П. Кризис психо логии Вундта следует приурочить к тем рабо там, к-рые направлены против этой двусторонности психологии или против ее теоретичес кого обоснования. Дильтей, основоположник современной не мецкой П. как науки о духе, не удовлетво ряясь физиологической и ассоциативной П., искал ту П., к-рая была бы основой всех наук о духе, следовательно истории и культуры. Возражая против объяснительной и естествен нонаучной П . с ее атомизмом, натурализмом и механистичностью, Дильтей противопоста вляет ей описательную и структурную П. как науку о духе, исследующую сознание в его специфичности, непосредственности и целост ности. Эта П. изучает волевую историческую личность в переживании ею ценностей, зна чений и смыслов: Описательная П. поэтому изучает язык, религию, культуру как актив ные объективированные системы взаимодей ствия личностей, как индивидуально-историче ские переживания ценностей, имеющих значе ние для личности. Отсюда идея понимающей и интерпретирующей П., изучающей объекти вированные продукты развития духа, смысло вые содержания переживаний. Согласно этому психолог должен интерпретировать, истолко вывать смыслы и значения псих, переживаний [этот мотив—толкование психологических про цессов—ныне развивается в двух различных направлениях: в психоанализе (Фрейд) и в П. как науке о духе (Шпрангер)]. Субъектив ные переживания, по Дильтею, не существуют подобно вещам как причинно-следственные отношения, но значат, обладают внутренним, целеполагающим смыслом. С его точки зрения, отвлекаясь от значения, пытаясь найти чистую действительность переживаний, П. оказы вается перед физиол. процессом, подобно тому как, отвлекаясь от значения слова, теряют само слово, оставаясь перед физическим и физиол. актом. Последовательный идеализм Дильтея сводит историю к идеологии, вносит идеологию в П., отрывает психику от мозга, противопоставляет истории—природу. В этой концепции нашло свое первое отражение и наиболее сильное выражение борьба идеализ ма против натуралистического дуализма Вундта, тесно связавшего П. с естествознанием и тем способствовавшего объективно укре плению материалистических элементов в П . Нельзя также не упомянуть о последователь ном проводнике взглядов Фейербаха в психо логии, Иодле, оставившем двухтомный учеб ник психологии. В конце 19 в. выступила фнкц. П., осно ванная Брентано, далее Мейконгом, Штумпфом и др., различающая две категории: а) ана лиз содержания сознания и б) изучение функ ции сознания, причем П. изучает лишь послед нее. Содержание П. не есть объект П., посколь ку содержание П. есть сама действительность (напр. физ. явления как предмет восприятия), или познавательные понятия с их логической закономерностью, этические ценности, соста вляющие в целом содержательную, предмет ную сторону переживаний. Это содержание сознания изучают науки об истории, природе, логике. П. изучает не этот предметный мир или объективированный дух, а лишь суждение о них, направленность мысли на нек-рые объек ты, вне мысли находящиеся, но мыслящиеся в данном представлении. Эти акты называются по своему характеру направленности к объек ту интенциональными, они не имеют сами по себе чувственного характера и составляют особую функцию, отличную от содержания сознания и познаваемую в замкнутом единст ве переяшвающей индивидуальной психики. Предмет фнкц. П. составляет переживание вне его психического содержания, те приемы и средства, посредством к-рых осуществляется мышление индивидуальной психики в ее интенциональном отношении к объектам мысли. Липпс подчеркивает здесь активность этого отношения в противоположность пассивному или рецептивному характеру содержания со знания (ощущения, представления и т. д.). Фнкц. П. оказала свое влияние на создание но вой экспериментальной П. мышления (Кюльпе, Мессер, Ватт, Ах, Бюлер и др.). Фнкц. П. также является идеалистической теорией, отрывающей мышление от чувствен ного опыта, форму психических переживаний, их функцию от объективного значимого содер ж а н и я , , поскольку исследует замкнутую ин дивидуальную П. Однако фнкц. П. создала новые экспериментальные методы, пыталась отграничить П. от теории познания и логики, этики и истории, физ. наук, борясь против психологизма в этих науках, в чем заключает ся несомненное полоя<ительное значение этой П. Противоречивое, но содержательное разви тие немецкой П. и разделение ее на две П. (объяснительную и описательную, П. содер жания и П. функции, далее общую П. и кон кретную П. личности) отразили по существу все основные тенденции психологической мы сли в целом.—-Своеобразные пути французской П. определялись французским материализмом 18 в., далее позитивизмом Коыта, клин, шко лами Шарко, Бернгейма и др., социологией Дюркгейма. Непосредственная связь П. с фи зиологией идет от Ламетри и ранее (Кондильяк), с медициной—от Кабаниса. Эти рабо ты оказывают влияние на психологию Галля, основателя френологии и краниоскопии, на Фтуранса, основателя физиол. психологии. Жоффруа и Кузен защищают идеалистические воззрения на человека как на свободное суще ство, выключенное из механической определен ности природы. Отсюда они хотели создать П., совершенно свободную от естествознания. Про тив этого выступил Конт, полагавший, что П. есть часть физиологии—-объективная наука, очищенная от самонаблюдения, основанная на объективном изучении других людей, живот ных и проявлений мозга. Позитивистическая П. далее разрабатыва лась Тэном и оказала влияние на весь после дующий ход французской патологической ме дицинской и физиологической П. Еще со вре мени французского материализма, далее под влиянием позитивизма П. шла гл. обр. в на правлениях, связанных с естествознанием (Рибо, Ригае, Пьерон, Дюма и др.) и медициной