
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
775 ПСИХОЛОГИЯ теологии. Он считал необходимым отделить П. сущности души, предложив изучать душевные как науку о фактах сознания от теологии и ре явления, состояние сознания как непосред лигии, полагая возможным перенести на ду ственно чувственный факт, то Лейбниц в своей ховную область закономерности телесного мира П. выдвинул понимание души как творческого посредством индукции, опыта и наблюдения, единства, образующего апперцепцию. С тех возражая в принципе против схоластики, мета пор понятие апперцепции составляет главней физики и силлогистики. Со времени Бэкона шее оружие немецкой П. против английской подобная П., основанная на чистом умозрении, ассоциационной П. а не на опыте, измерении, наблюдении, подвер Вольф один из первых основывает теорию гается жестокой критике к а к спекулятивная психофизического параллелизма и впервые П . , стоящая вне действительного научного, разделяет П . на рациональную (исследующую т. е. опытного знания. Мысль Бэкона о том, основания для всего доступного опыту, сущ что идеалом П. является механика предста ность и природу души) и эмпирическую (иссле влений, подобно механике атомов, подробно дующую факты внутреннего опыта). Француз развивал Гоббс, утверждавший, что разумная ский материализм 18 века в отличие от Лок душа есть предмет науки, а не богословия, что ка признавал лишь внешний опыт и внешнюю бестелесная сущность невозможна. Каждый из среду, отрицал самостоятельное существова психологических процессов, по Гоббсу, может ние души и утверждал, что сущность П. соста быть понят лишь исходя из его материальных вляют физиол. процессы (Кондильяк, Кабанис, оснований. Локк приводит доказательство, что Ламеттри). Психика как физйол. процесс моз в душе не может быть прирожденных идей и га и функция внешней среды—вот положение дает анализ душевной деятельности, которая французского материализма, противопоставив получает свои идеи из внешнего опыта (ощу шего его спиритуализму и идеализму вообще щения, первичные качества) и переработанного с его нематериальным психическим и внутрен внутреннего опыта (рефлексия, память, разли ним опытом. Огромный фактический материал чия, сравнения, сложные представления и др. (и впервые—патологический) послужил силь вторичные качества). В работах Локка психо нейшим средством французского материализма логия впервые поставлена на почву опыта и против идеалистической П. В этот же период наблюдения. В отличие от материалистического в Англии развивается т . н . шотландская школа сенсуализма—эмпиризма Локка, Беркли и Юм (Рид, Дюг, Стюарт), пытавшаяся обосновать используют сенсуализм для субъективно-идеа ся «на здравом смысле» и доказать регулятив листических и психологистических целей, пе ное значение ассоциаций для поведения, ума, реместив действительность внутрь субъекта. нравственности, суждений. Английская эмпи Юм впервые сформулировал закон ассоциации рическая П . , продолжающая философскую кон в его трех видах: ассоциации по смежности, цепцию Юма, является главнейшей и закон сходству и причинности. ченной формой ассоциационного понимания П. В этот же период (17 в.) во Франции психо как атомистского, натуралистического и меха- • логические идеи развивались Декартом, пы нистического понимания, связанного с есте тавшимся дуалистически на идеалистической ствознанием, физикой (механикой) и физиоло основе решить психологические проблемы. По гией. Последовательно отрицая рациональную Декарту, основное отличие души от тела за П. и метафизику, эта П. основывалась на на ключено в том, что сущностью души является блюдении и опыте, анализе и индукции,сводя мышление, а сущностью тела—протяженность. сложные образования к простым элементам, Декарт упразднил древнее понятие чувствен составляющим ассоциацию идей. Основателем ной души: он допускал лишь мыслящую душу, этой школы является Гертли, рассматривавший куда включал ощущение, волю, представление П. как «физику души», построенную на меха и которая являлась основой человеческой нике нервов, а ассоциацию идей—как физиоло деятельности. С Декартом же связаны первые гическую связь. опыты анализа обыденного мышления и осо Основную разработку эмпирическая школа бенно механическое понимание П . животных получила у Джемса и Джона-Стюарта МилЛей и тела.—Работы Мальбранша, продолжателя (19 в.). Первый разложил П. на составные ча Декарта, осдованные на большом круге наблю сти и составил из них (с помощью ассоциаций) дений, имели большое влияние на последую высшие формы. Дж.-Ст. Милль разработал щую П. Исключительное влияние на последую метод анализа с дополнительной синтетической & щее развитие П. оказал Спиноза с его материа проверкой («психическая химия»), полагая, листическим положением: «порядок и связь что свойства душевных образований нельзя идей те ж е , что порядок и связь вещей». Психо вывести из свойств его элементов. В дальней физическую проблему Спиноза решал в плане шем это положение развил Бен, сочетавший монизма, утверждая, что состояния души и учение об ассоциациях с концепцией активно тела суть действия единой сущности природы. сти сознания. Далее эта П. получает свою раз Вместе с тем Спиноза одушевлял всю природу, работку у Спенсера, связавшего П. с общей считая психику изначально данным ее свой биологией, исходя из понимания П. как отно ством, что делало его концепцию лишенной шения между физиологическим (внутренним) методов развития и подлинного понимания пси и физическим (внешним) отношениями орга хофизической проблемы. Все проблемы при низма к среде. Развитие рассудка начинается роды человека Спиноза трактовал оторванно от с рефлекса, переходит в инстинкт, память и истории в ее отношении к природе. В своей наконец образует разум. Это развитие основы «этике» Спиноза развернул цельную психоло вается на связности психологических процес гическую теорию аффектов, а также дал заме сов пропорционально тому, сколько раз связь чательный анализ отдельных состояний созна между соответствующими внешними явления ния. Изучение психологических идей Спинозы ми повторялась на опыте. Вследствие этого, является одной из важнейших задач в разра по Спенсеру, закон асссщиации делается общим ботке истории П. Если Локк разрушил старую как для психики, так и мозга, что будто бы П. способностей и учение о метафизической оправдывало психофизический параллелизм,