
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
685 ПСИХИКА 686 Биопсихизм приписывает П. всей организо ванной материи. Способность мыслить и чувст вовать составляет, поэтому сущность жизни, образуя ее побудительную причину, внутрен не заложенную активность. Вместо того чтобы организованной материей объяснить П., он психикой объясняет организованную материю, утверждая, что «жизнь—это сознание, данное в материальной форме» (Бергсон). Для этой те ории также нет проблемы психогенеза, т. к. П. невыводима из материи, дана ей в готовом виде. Все, что было «вначале», характеризует и че ловека и протоплазму, но лишь в разной мере и форме, чем отрицается всякое подлинное развитие П., представляемое как^простая реа лизация изнутри заложенных задатков. Так, отрицается возможность возникновения одной формы в результате развития другой (напр. интелекта из развития инстинкта, сознания из бессознательного), и П. выводится из «веч ных сил», «целеположенности» и т. д . — И д е а лизм внес в понимание П. столько мистики, что психологи-материалисты и естественники пытались вообще снять это понятие, выбросив его из положительного содержания науки и заменив его поведением и высшей нервной дея тельностью. . Материалистическая психология рассматривала П. лишь на основе материаль ных закономерностей, но вследствие механи стического понимания материи она не могла быть последовательным материализмом в пси хологии. Она выдвинула две концепции П.: а) П. существует, но лишь как эпифеномен, по бочный и бездеятельный продукт, лишенный специфической закономерности и причинно сти. Всякое явление П. находит свое непосред ственное объяснение в материальной причине, т . к. психика лишь субъективно регистрирует изменения внешней среды, отражаемые мозгом. Каждое явление П. параллельно нек-рому ма териальному,, что можно выразить так: г П. как явления природы в этой психологии имелась тенденция признания П. , но отказа отобъективно-научного ее изучения в виду ее субъективного характера. Рассматривая П . как бездеятельное интроспективное выражение физиол. процессов, эта психология не считала ее предметом науки, т. к. она существует к а к непосредственно-достоверная реальность лишь у самого переживающего и поэтому не обще значима. Здесь «объективизм» смыкается с «субъ ективизмом» идеалистической психологии, по скольку в их понимании объективный метод изучает только внешнеобъективное, субъек тивные же процессы могут быть изучены лишь субъективно же, т. е. объективно познать субъ ективные процессы невозможно. Отказ от объ ективного изучения психики есть выражение непоследовательного, механистического мате риализма, смыкающегося здесь с идеализмом, есть типичное выражение основной тенденции буржуазной психологии, ее глубокого кризиса. Лишь с о в е т с к а я п с и х о л о г и я , раз рабатываемая на основе марксистско-ленин ской теории, намечает единственно правиль ные пути разработки этой основной психоло гической проблемы и в связи с ней научное понимание самой П. Р а з в и т и е п р о ц е с с о в П. В психо логии нашли свое отражение две концепции развития, указанные Лениным: механисти ческая и диалектическая. Первая рассматри вает психологическое развитие как рост и на пластование, простую надстройку однородных элементов, лишь как уменьшение или увели чение известной количественной массы реакций и их морфо-физиол. субстрата. Отсюда всякое сложное, высшее может быть сведено к просто му, низшему, поскольку развитие П. предста вляется как процесс непрерывной эволюции. Эта концепция нашла свое завершенное выра жение в психологической системе Спенсера, отразившись также во всех механистических тенденциях сведения поведения высших живот ж -> м м -у м ных к низшим (напр. в учении Лёба о тропизII и II II мах), П. человека к поведению высших жи .Щ П П П Эта концепция представлена гл. обр. Гексли, вотных, также в попытках антропоморфическо го объяснения поведения животных. Диалек May дели, отчасти Рибо. Вторая концепция этой психологии—пони тическая концепция психологического разви мание П . как самой материи, как условного тия в противоположность первой рассматри обозначения нервного акта. Так, Бюхнер рас вает этот процесс как качественное изменение, сматривал П. как выделительный процесс отражающее прерывные переходы, борьбу про мозга, Ноак—жак движение нервных частиц, тивоположностей в развитии самой материи. Бехтерев—как напряжение нервного тока и* В процессе этого качественного изменения воз сочетанное нервное движение. В противовес никают новые формы П., к-рые однако не пред идеализму с его отрывом П. от мозга эта пси ставляют лишь надстройки над старыми. Обра хология отождествила П. с мозгом, так же как зование новой формы П . есть преобразование в противовес концепции внутренней законо старой формы, превращение ее из главной в мерности саморазвития П. выдвинула исклю- соподчиненную, из основной в побочную. Так, .чительно внешнюю ее обусловленность. П. навык животного возникает на основе инстин превратилась в пассивный продукт приспосо ктивно-рефлекторной деятельности, но вместе бления к среде, так как мозг рассматривался с тем обозначает процесс ее перестройки. Этот лишь как аппарат приспособления организма, момент прекрасно схватывается замечатель являющегося «функцией среды». Все изложен ной теорией академика Павлова в его работах ное привело к отрицанию не только активно над условными рефлексами, на что в свое время обратил внимание проф. Ухтомский. Опыты сти П., но и ее реальности. Понять П . , исходя из ее материального Келлера по исследованию интелекта антропо субстрата—вот сильное материалистическое по идов показали, что образование интелектуальложение этой теории, но ее непоследовательно- ного акта зависит от оптической ситуации вос приятия и непосредственного навыка живот материалистический характер обнаруживается в том, что она не в силах разрешить вопрос, ка ных, но вместе с тем обнаружили активность к и м же образом материальные процессы, по этого акта к а к фактора перестройки воспри р о ж д а я материальные же процессы, образуют ятия и навыка антропоидов. В свете диалекти ^явления П. как их специфические свойства. ческой концепции развития становится очевид Н а р я д у с тенденцией ликвидации реальности ным, что изменение какого-либо из процессов 2 3 4 а 3 4 :