
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
681 ПСИХИКА ?82 desalters, Jena,1918; Z i e h e n G . / D i e Geisteskrankheiten des K i n d e s a l t e r s , В . , 1926. Военная психиатрия.—P o r o t A. e t H e s n a r d A., P s y c h i a t r i e de guerre, P . , 1929; R e a d C , Militpry p s y c h i a t r y i n peace and w a r , L . , 1920; T h e m e d i c a l D e p a r t m e n t of the U . S. A r m y i n the w o r l d w a r , v . X — N e u r o p s y c h i a t r i e , W s h . , 1929; W e i l e r , NervCse u. seelische Storungen bei T e i l n e h m e r n a m Weltkriege, L p z . , 1933. Периодика.—Журнал невропатологии и психиатрии и м . К о р с а к о в а , М . , 1901—13 и 1925—31; С о в е т с к а я н е в р о п а т о л о г и я , п с и х и а т р и я и п с и х о г и г и е н а , М . , с 1931; С о в р е м е н н а я п с и х и а т р и я , М . , 1907—17; A l l g e m e i n e Z e i t schrift f. P s y c h i a t r i e u . p s y c h i s c h - g e r i c h t l i c h e M e d i z i n , В . , с 1844; A m e r i c a n j o u r n a l of p s y c h i a t r y , U t i c a N . Y . — B a l timore, с 1921 (в 1844—1921 п о д н а з в а н и е м — A m . j . of i n s a n i t y ) ; A r c h i v f. P s y c h i a t r i e u . N e r v e n k r a n k h e i t e n , В . , с 1868; L & e v o l u t i o n p s y c h i a t r i q u e , P . , с 1929; P s y c h i a t risch-neurologische Wochenschrift, H a l l e a. S . , с 1881; Z e i t s c h r . fur ges. Neurologie u. P s y c h i a t r i e , с 1910; Z e n t r a l b l . fur ges. Neurologie u . P s y c h i a t r i e , с 1922; M o natsschr. firr P s y c h i a t r i e u . Neurologie, с 1897 . П С И Х И К А (от греч. psyche—душа). Свое по нимание .П. советская психология строит на основе разработки теоретического наследства Маркса — Энгельса — Ленина, работ Сталина. Маркс указывал, что «сознание никогда не может быть чем-либо другим, как сознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни... Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми сублиматами (продуктами) их материального жизненного процесса... Не сознание опреде ляет жизнь, а жизнь определяет сознание». В этом же плане писал Энгельс, что «наше соз нание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктами ве щественного телесного органа, мозга. Материя не есть продукт духа, а дух есть лишь высший продукт материи. Это, разумеется, чистый ма териализм». Особенно глубоко было развито Лениным это понимание псих, процессов и соз нания в связи с разработанной им теорией отра жения. Критикуя эмпириокритицизм, Ленин указывал, что «если цвет является ощущением лишь в зависимости от сетчатки (как нас зас тавляет признать естествознание), то, значит, лучи света, падая на сетчатку, производят ощу щения цвета. Значит, вне нас, независимо от нас и от нашего сознания существует движение материи, скажем, волны эфира определенной длины и определенной быстроты, к-рые, дейст вуя на сетчатку, производят в человеке ощу щения того или иного цвета. Так именно есте ствознание и смотрит... Это и есть материализм: материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение. Существование материи не зависит от ощущения. Материя есть первич ное. Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной ма терии. Таковы взгляды материализма вообще и Маркса—Энгельса в частности». Эти же мысли развивались Лениным еще ранее в связи с критикой субъективной социо логии народников. Следует здесь же указать и на то, как Ленин широко привлекал пси хологию в борьбе против идеализма, тем самым указывая нам путь материалистического по нимания П . . . «Его (материализма) вывод о зависимости хода идей от хода вещей единст венно совместим с научной психологией». Да лее Ленин показывает, чем отличается мета физик-психолог от научного психолога. «Ме тафизик-психолог рассуждал о том, что такое душа? Нелеп тут был уже прием. Нельзя рас суждать о душе, не объяснив в частности псих, процессов... он, этот научный психолог, отбро сил философские теории о душе и прямо взялся за изучение материального субстрата псих. явлений—нервных процессов и дал, скажем, анализ и объяснение такого-то или таких-то псих, процессов». Уже эти положения показы вают, что в противовес идеализму мы исходим из объективно-материальной сущности П., ос новываясь на том, что: а) психика возникает на определенной ступени развития высоко орга низованной материи, являясь свойством этой материи, т. е. что П. имеет материальное происхождение и определенный материальный субстрат—мозг и нервные процессы; б) процес сы П. суть отображения вне нас и независимо от нас существующей действительности, явля ясь продуктами реального процесса бытия лю дей, чем подчеркивается объективно материаль ное содержание процессов П. в их субъективной функции; в) процессы П. объективируются, обнаруживаются, раскрываются и развиваются в общественно-практической деятельности лю дей, исходя из к-рой единственно возможно объективное изучение процессов П. С этими по ложениями неразрывно связано утверждение исторического понимания процессов психики у человека и активного характера их природы. Однако советская психология объясняет ак тивность психики и сознания не из «внутренней целеположенности» и саморазвития, как то делает идеализм, а исходя из активного харак тера отношения общественно-трудовой практи ки к природе. Ленин указывал, что наше соз нание отображает не природу, оторванно от человека, а изменение природы человеком. Именно отсюда возможно объяснить историче ское развитие процессов П. в связи с историей разделения труда и активный характер про цессов П., отражающих «изменение природы человеком» на основе общественно-трудовой практики. Лишь исходя из разработки марксо-ленинского наследства возможно правильно разоб раться в психофизической проблеме, являющей ся одной из основных в историй психологии. В этой проблеме ставится вопрос об отношении сознания к бытию, П. к мозгу* Кардиналь ное значение этих вопросов подчеркивается тем, что в зависимости от способа их решения определяется методологич. содержание психо логии, в том числе фактов относительной связи сложности П.. с величиной и сложностью мозга, выключения или пат. извращения П. при экс периментально-неврологических исследованиях животных (напр. методом экстирпации), при нервных заболеваниях органического порядка, глубоких степенях олигофрении и т. д. Понимание психики основными направлениями в психологии. Субъективная эмпирическая п с и х о л о г и я рассматривала психику как единственную непосредственную реальность, свободную от причинно-следственных отноше ний и закономерности. Индетерминистическое понимание психики поэтому рассматривало материю как субъективный комплекс ощуще ний или представлений, отрицая объективную сущность П. и возможность объективного по знания чужой психики. Т. к. психика не объ ективно материальна по сущности и не объек тивируется в человеческой деятельности и в коллективном общении, то наука при изучении П. должна ограничиваться субъективным мето дом интроспекции (самонаблюдение). Солипсистское, буржуазно - индивидуалистическое утверждение как единственной непосредствен ной достоверности лишь своей П. и субъектив-