
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
471 ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 472 тариата и влечет за собой высокую заболе ваемость и смертность. В качестве самозащи ты буржуазная наука разработала и широко пользуется концепцией, утверждающей, что дети наследуют неполноценные биол. свой ства от родителей; отсюда их псих, и физ. неблагополучие. При этом сознательно отбра сывается мысль об ответственности буржуаз ной капиталистической системы и окружаю щей социально неблагоприятной среды. Одной из отличительных черт в работе по ОЗДиП в буржуазных странах является фи лантропический характер многих мероприя тий. Наиболее подчеркнутой в этом отношении является работа по ОЗДиП в САСШ. Если в СССР вся система мероприятий по ОЗДиП является самостоятельным разделом работы НКЗдр., то в САСШ эта отрасль работы раз бросана по самым различным ведомствам и при этом в различных штатах по разному. С мероприятиями по ОЗДиП можно встретиться в ведомствах органов труда, здравоохранения, просвещения, внутренних дел и пр. При отсут ствии единой организации, руководящей всеми мероприятиями в области ОЗДиП, в САСШ имеется орган идеологического руководства всей работой по охране детства, а именно— Федеральное бюро по охране детства (Depart ment of Labor). Бюро состоит из шести от делов, в том числе отдела гигиены ребенка (помимо отдела охраны материнства и мла денчества). Основные задачи отдела гигиены и охраны здоровья детей следующие:изучение влияния условий труда и жизни, изучение здо ровья детей, а также изучение их физ. состо яния и питания, изучение детской смертности, несчастных случаев и б-ней детей. Отдел кон центрирует данные о методах работы и «дол жен находить лучшие пути и средства, чтобы ребенок был сильным и крепким». Результаты своих исследований он обязан сообщать ро дителям, педагогам и всем организациям, имеющим отношение к детям. Отдел охраны труда того же бюро также ставит перед собой ряд задач, тесно связанных с работой по охра не здоровья детей (изучает труд несовершен нолетних, влияние труда на психо-физическое развитие детей, разрабатывает законо дательство о детском труде, о приеме уча щихся в различные учебные заведения и на производство в зависимости от псих, и физ. развития). Есть немало штатов, где работа по ОЗДиП носит зачаточный характер. Спе циальные отделы по 0 3 Д существуют в 46. штатах. Наиболее распространенные учреждения, работающие в области ОЗДиП в CACIII, сле дующие: поликлиники для детей, леч. школы для физически и психически аномальных де тей, школы для т. н. дефективных детей, школьные врачи, сестры социальной помощи. Большая работав соц.-гиг. разрезе проводит ся в учреждениях, обслуживающих беспри зорных детей. Широко распространены в САСШ т . н . бюро обследования, в работе к-рых к а к правило принимают участие врачсоматик, психиатр, обследователь на дому («социальный работник»).—Наряду с широ кой сетью учреждений по ОЗДиП необходимо отметить как одно из противоречий капитали стической системы—широкое распростране ние телесных наказаний, применяемых в ка честве системы, что впрочем характерно и для других буржуазных стран. Не меньшего вни мания заслуживает законодательство по ох ране детства, представляющее в общем боль шой интерес по тщательности разработки. З а боты об охране здоровья детей и развлечениях для них и об охране детского труда входят в законодательство в качестве основных раз делов. В частности наказуемо оставление де тей без мед. помощи, содержание в нечисто те, продажа детям спиртных напитков, уго щение детей табаком, папиросами, прием на работу в производства, вредные для здоровья; запрещается детям и подросткам моложе 18 лет принимать участие в борьбе, боксе и к у лачных боях и т. д. Несмотря на наличие х о рошо разработанного законодательства редко где можно встретить столь злостную эксплоатацию детей, как в САСШ. Армии чистиль щиков сапог, газетчиков, рабочих различных производств комплектуются из детей начиная с 7—8 лет. А н г л и я . Работа в области охраны здо ровья детей проводится министерством народ ного просвещения согласованно с министерст вом здравоохранения. Вся работа, выделен ная в особый школьно-медицинский сектор, разбита по округам, число к-рых равно 318 (сельские и городские округа). Основные разделы работы в области С;ЗДиП в Англии следующие: 1) медицинское инспектирование (обследование и сан. надзор) и лечение школь ников, 2) организация завтраков в школах, 3) проведение мероприятий в области физ культуры, 4) заботы о «вечернем» отдыхе уча щихся (у нас «клубные» дни, организация досуга учащихся), 5) обслуживание детей дошкольного возраста (с 2 до 5 лет ecoles maternelles) и 6) работа по линии т. н. «специаль ных» школ (школы для физически и психи чески недостаточных детей). Вся работа в каждом автономном районе направляется специальным школьным врачом. Он же неред ко является и сан. врачом (что по мнению автора отчета небесполезно, поскольку помо гает установлению связи между органами здравоохранения и народного образования). Надо отметить, что в СССР давно отказались от такого рода «связи», поскольку каждый из участков работы требует особой компетен ции; более того: работа в области ОЗДиП в СССР настолько диференцирована, что тре бует подготовки врачей на специальных фа культетах, причем самая работа в зависимо сти от возраста обслуживаемых детей и от типа педагогических и лечебно-педагогиче ских учреждений проводится специальными врачами (врачи, обслуживающие дошколь ные учреждения, школу-семилетку, Ф З У , врачи психо-неврологи, врачи-физкультур* пики). Школьный врач, руководящий рабо той в своем округе, руководит работой спе циалистов и сестер. Вся работа в основном носит профилактический характер. Даются указания в отношении отопления,вентиляции, физ. и псих, здоровья детей, сан.-гиг. просве щения и п р . Школьные власти обеспечивают регулярный надзор за всеми детьми началь ной и средней школы. Учащиеся за время пре бывания в школе обследуются не менее трех раз: при вступлении в школу, при наступле нии восьмилетнего возраста и при наступле нии двенадцати лет. Кроме того дети могут быть обследованы в любое время в связи с заявлениями родителей, учащихся, педаго гов и школьных сестер. Школьная сестра си-