
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
21 МОТОРИКА ЧЕЛОВЕКА 22 зрительные, слуховые «типы». Необычное развитие интелектуальных способностей с преобладанием в деятельности интелекта моторных механизмов и способности к зна чительному фнкц. совершенству моторики вообще составляет сущность понятия о мо торной О Д а р е н Н О С Т И . М. Аствацатуров. Психомоторика. Отдельные двигательные механизмы, соединяясь вместе, дают общий двигательный облик субъекта в его целом, тесно связанный с особенностями его психи ки. Схематически можно различать более простые механизмы—рефлексы в узком смы сле слова—и сложные высшие механизмы, б. или м. тесно связанные с психологически ми процессами и потому объединяемые под особым названием «психомоторики». В то время как р е ф л е к т о р н ы е м е х а н и з ¬ м ы не дают значительных филогенетиче ских, а тем более индивидуальн. изменений, п с и х о м о т о р и к а обнаруживает очень большие различия в зависимости от вида жи вотного, от его возраста и даже индиви дуальности и (что самое важное) достига ет особой сложности и диференцированности у человека. Схематически можно у позвоночных жи вотных установить 4 стадия развития дви гательного аппарата: 1) с главенствующим значением в психомоторике globi pallidi, старого подкоркового узла (рыбы); 2) с пре обладающим значением neostriati, более но вого подкоркового образования (рептилии и особенно птицы); 3) с преобладающим значением двигательной пирамидной коры (млекопитающие); 4) с преобладанием фрон тальной системы (приматы), особенно явно главенствующей у человека. Таким образом по пути филогенетического развития веду щая роль в психомоторике постепенно пере ходит к новым.все более высоко организован ным центрам переднего мозга («прогрессив ная церебрация»). Однако усложнение дви гательного аппарата происходит не только з а счет появления корковых центров, услож няется также и экстрапирамидная система (подкорковые узлы и мозжечок), к-рая обо гащается рядом новых образований, б. или м. тесно связанных с корковыми двигатель ными центрами. При появлении новых бо лее высоко организованных двигательных систем изменяется деятельность филогене тически более старых механизмов, функции к-рых претерпевают смещение. Т. о.-одни и те же в морфол. смысле центры не одинако вы по своим функциям у различных видов животных, т. к. занимают не одинаковое ме сто в общей системе двигательных механиз мов. Напр., когда главенствующие в психо моторике функции переходят от neostriatum к коре, то neostriatum начинает играть бо лее подчиненную роль центра автоматиче ских движений. Развитие ч е л о в е ч е с к о й психомото рики по возрастам схематически происходит в таком же, как в филогенезе, порядке прог рессивной церебрации. В младенческом воз расте имеются лишь массовые недиференцированные движения автоматического и за щитного характера, причем в первые меся цы преобладают паллидарные функции, в дальнейшем — стриарные. Корковые меха низмы развиваются позднее; резкое преоб ладание подкорковых механизмов наблюда ется еще у детей дошкольного возраста с их грациозностью, ритмичностью, большой по движностью, но в то же время с неспособ ностью к длительным напряжениям и к точ ной координации движений вследствие недо развития корковых, особенно — фронталь ных механизмов. Анатомич. субстратом не доразвития корковых двигательных меха низмов у детей является отсутствие миелиновой обкладки стрио-паллидарных и пи рамидных путей в первые месяцы жизни, а затем недостаточное развитие волокон в дви гательной (особенно — фронтальной) коре, к-рая постепенно достигает полного разви тия не ранее десятилетнего возраста, а м. б. и позднее. Наиболее сложная фронтальная психомоторика повидимому только у взрос лого достигает полного развития. У стари ков ослабление М. прежде всего сказывается на стриальном аппарате (оскудение авто матических движений). При постепенном возрастном усложнении психомоторики и пе реходе главенствующей роли в порядке про грессивной церебрации к фронтальным меха низмам происходит смещение функций более старых систем, причем развивающиеся выс шие центры оказывают тормозящее влияние на старые механизмы. Движения атависти ческого характера однако при пат. услови я х могут растормаживаться и выявляться даже в более позднем возрасте (напр. «квадрупедальный» синдром—атавистическая для человека двигательная сноровка четвероно гого). Нарушение правильного возрастного развития психомоторики может повлечь за собой стойкие явления двигательной недо статочности, проявляющиеся в различных формах в зависимости от преимущественно го отставания в развитии той или иной си стемы (отсюда экстрапирамидная, мозжеч ковая, пирамидная и фронтальная формы двигательной недостаточности). Помимо врожденных форм двигательного недоразвития б о л е з н е н н ы е п р о ц е с ¬ с ы разного рода могут вызывать разнооб разные расстройства психомоторики. Прибо лев грубых очаговых поражениях (напр. при артериосклерозе, сифилисе мозга и пр.) на блюдаются явления выпадения (параличи), иногда раздражения (гиперкинезы), а при разлитых воспалительных и дегенеративных процессах (эпидемическом энцефалите, схизофрении и пр.) наблюдаются более тонкие изменения психомоторики с частичными на рушениями двигательного акта (Тонуса, темпа, ритма, координации, правильной сме ны иннервации и денервации, автоматизмов и пр.). Поражение определенного двигатель ного центра влечет за собой не только рас стройство функций, относящихся к данному центру, но и расторможение или же смеще ние функций других двигательных центров и систем, так или иначе связанных с пора женным центром. Напр. при поражении лоб ных двигательных центров могут наблю даться мозжечковые симптомы -вследствие расторможения связанных с фронтальн. си стемой церебелярных механизмов; столь сло жные результаты поражения отдельных цен тров чрезвычайно затрудняют возможность