
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
297 МЕДИЦИНА 2 S 9 Тот титан мысли, о к-ром упоминает Энгельс—Леонар другие подобные и м п р е д м е т ы , к о т о р ы е с а м и i по себе о с т а ю т с я н е и з м е н е н н ы м и , но т е м н е м е - & до да Винчии(1452—1519)—был не только великими худож ником, но великим математиком, механиком инже нее в о с п р и н и м а ю т к о н т а г и о з н ы е з а р о д ы ш и и нером и интересовался M., в частности анатомией. Высоко ценя подлинное мед. научное исследование, Леонардо через это с т а н о в я т с я с а м и п о себе и с т о ч н и к а м и да Винчи предлагал перенести в нарождающуюся НОВУЮ инфекции. Н е к о т о р ы е ж е б-ни р а с п р о с т р а н я ю т технику принципы научной M.: он сравнивает задачу контагий не т о л ь к о ч е р е з н е п о с р е д с т в е н н о е с о инженера с задачей врача, «к-рый не может лечить, не определив научно свойств и особенностей болезни, к-рую прикосновение и п о с р е д с т в о м о ч а г а , н о еще и он лечит, и лекарств, к-рые он применяет». Физико- • на р а с с т о я н и и . Т а к о в ы с у т ь ч у м н ы е г о р я ч к и , технический гений Леонардо побуждал его вникать в дей ч а х о т к а . Т а к и м о б р а з о м в н и х п р е д с т а в л я е т с я j ствие мускульных пучков, разгадывать клапанный ап парат сердца, исследовать гидравлические явления при некоторого р о д а п о р я д о к : т е , к о т о р ы е р а с п р о движении крови. Он старался составить себе представле страняются на расстоянии, в состоянии инфи ние—путем инъекции застывающей массы—о строении цировать и ч е р е з одно т о л ь к о н е п о с р е д с т в е н мозговых желудочков и открыл многие анатомические подробности отдельных органов, как напр. мышечные ное с о п р и к о с н о в е н и е и ч е р е з посредство оча перекладины правого предсердия и желудочка. В своих га. Т е , к о т о р ы е м о г у т р а с п р о с т р а н я т ь с я п о работах по препарированию трупов (до 30) он стремился средством о ч а г а , м о г у т и н ф и ц и р о в а т ь и ч е р е з не только постичь форму для художественных целей, но и одновременно выяснить функции подвергшихся анато мированию органов. Сам Леонардо приготовил по соб ственным препаратам собрание анатомических рисунков, обнимающее тринадцать томов и представляющее собой материал для изучения, равного к-рому нет в истории анатомии. Современникам этот материал впрочем остался мало известным, и основные исследования по анатомии были начаты в том ж е Падуанском университете. Рис. 30. Джироламо Фракасторо (1483—1553). Н а почве П а д у и , в атмосфере н о в ы х и н т е р е с о в , н о в ы х з а п р о с о в и с л о ж и л с я В е з а л и й (1513— 1564), к р и т и ч е с к и п е р е с м о т р е в ш и й у ч е н и е Г а лена. В Монпелье, в цитадели старой науки, слепо в е р н о й а в т о р и т е т у , н е н у ж д а ю щ е й с я , а потому и не дозволяющей новых и с к а н и й , пытливых стремлений, у великолепного анато ма Дюбуа (Сильвиуса) Везалий превосходно изучил анат. технику и старые книги Галена. В П а д у е , к у д а п р и в л е к его н о в ы й а н а т . т е а т р , п е р в ы й в Е в р о п е , о с н о в а н н ы й в 1490 г . , В е з а л и й пересмотрел Г а л е н а и пошел к ж и в о м у че ловеку. Когда смотришь на замечательные анат. таблицы В е з а л и я , исполненные под его руко водством учеником Т и ц и а н а , не м о ж е ш ь отка з а т ь с я от м ы с л и , что з а э т и м н е б ы в а л ы м (ни д о , ни после В е з а л и я ) у анатомов приемом (давать т р у п , с к е л е т н а фоне города, ф а б р и к и , п р и р о д ы — г о р , р е к и ) не с к р ы в а е т с я с т р е м л е н и е п о к а з а т ь , обнаруяшть механизм работающего, иду щего, обдумывающего живого человека. В таб л и ц а х В е з а л и я п р е л ь щ а е т б о л ь ш е всего и г р а и конфигурация мышц согнутого, нагнувшего ся, делающего усилия человека, вариации по ложений органов движения. Живой человек, подлинный человек со страниц жизни, а не с пожелтевшего пергамента книг Галена—вот источ ник наблюдений, работ, а также замечательной по тща тельности анат. техники Везалия. В своей знаменитой книге Везалий языком виньеток, иллюстраций расска зал свой новый метод исследования и выводов. Вот он в переполненном любопытными анат. театре у препари руемого трупа женщины, по сбоку у колонпы голый натурщик, на котором он дополняет и указывает анат. строение тела. В виньетках заглавных букв Везалий раскрывает источники, где он доставал свои трупы: у палачей, жертвы убийства и грабежа, но вместе с тем оп наблюдает и спящую женщину и тела резвящихся детей и измеряет живого человека. одно н е п о с р е д с т в е н н о е с о п р и к о с н о в е н и е . Н а р а с стоянии передаются не все контагии, а через непосредственное с о п р и к о с н о в е н и е — в с е » . Е щ е до этой р а б о т ы Ф р а к а с т о р о п р о с л а в и л с я с в о ими р а б о т а м и п о и з у ч е н и ю с и ф и л и с а , самое н а з в а н и е к - р о г о в о ш л о в о б и х о д по и м е н и S i phi l u s & а , г е р о я а л л е г о р и ч е с к о й п о э м ы Ф р а к а сторо. В н е й Ф р а к а с т о р о в ы с т у п а е т з а щ и т н и ком в з г л я д а , что с и ф и л и с с у щ е с т в о в а л в Е в р о п е с самых д р е в н и х в р е м е н , н о к к о н ц у 15 в . об наружился с особенной силой и впервые был распознан в р а ч а м и в о в с е х его о с о б е н н о с т я х как с п е ц и ф и ч е с к а я ф о р м а б - н и . Ф р а к а с т о р о р е шительно в ы с к а з ы в а е т с я з а п р и м е н е н и е р т у т и как л у ч ш е г о т е р а п . с р е д с т в а . Вместе с э т и м о н резко в ы с т у п а е т п р о т и в м н е н и я , что с и ф и л и с , п о я в и в ш и й с я в к о н ц е 15 в . , есть с в о е о б р а з н о е видоизменение д р у г о й ф о р м ы б - н и , а и м е н н о проказы ( П а р а ц е л ь с ) л и б о с а п а . Ф р а к а с т о р о , одинаково з н а м е н и т ы й к а к ф и з и к , а с т р о н о м , врач и п о э т , б ы л одной и з к о л о р и т н е й ш и х ф и гур и т а л ь я н с к о г о к в и н к е в е ч е н т о , т о й э п о х и , «когда не б ы л о п о ч т и н и одного к р у п н о г о ч е ловека, к - р ы й не с о в е р ш и л б ы д а л е к и х п у т е ш е ствий, не г о в о р и л б ы н а ч е т ы р е х и л и п я т и я з ы ках, не б л и с т а л бы в н е с к о л ь к и х о б л а с т я х т в о р чества» (Энгельс). Везалий лишь в результате тщательных и многочисленных наблюдений и исследований р а з р у ш и л а н а т о м и ю Г а л е н а и , д а в свою н о в у ю , у к а з а л , каким путем итти дальше. В период «Sturm und Drang» неистовый П а р а ц е л ь с сжег Г а л е н а и А в и ц е н н у , д у м а я , что т а к и м п у т е м в р а г будет у н и ч т о ж е н . О н и п а л и о д н а к о т о л ь к о п о д в л и я н и е м т р у д о в В е з а л и я и его у ч е н и к о в , н а основе н о в о г о метода, п о д с к а з а н н о г о тем в р е м е н е м , теми у с л о в и я м и , в к - р ы х В е з а л и й р а б о т а л в П а д у е . Е щ е в п е р в о м и з д а н и и «De fabrica» В е з а л и й , в.том в а ж н е й ш е м п у н к т е с в о и х работ, к-рый открыл путь новой физиологии, а и м е н н о в о п и с а н и и с е р д ц а , п и ш е т : «Перегород к а желудочков в действительности чрезвычайно п л о т н а . О н а и з о б и л у е т я м о ч к а м и .(углубления ми) с т о й и д р у г о й с т о р о н ы . Н а с к о л ь к о м о ж н о