
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
195 МЕДИЦИНА 196 Заставка из Галена («Орега omnla», Венеция, 1609 г.). МЕДИЦИНА. Содержание: 195 217 217 226 226 228 229 231 234 236 238 238 256 270 271 279 283 292 295 311 320 325 331 339 339 348 361 368 373 378 385 392 395 432 440 449 472 498 611 543 I . Введение I I . История медицины 1. Народная медицина 2. Медицина Древнего Востока Медицина в Египте Медицина в Иудее Медицина в Вавилонии и Ассирии Медицина в Индии Тибетская медицина Медицина в Китае 3. Античная медицина Медицина в Древней Греции Медицина в Древнем Риме 4. Медицина в средние века Арабские школы Салернскап школа Медицина позднего средневековья 5. Медицина в эпоху мануфактуры (до француз ской буржуазной революции) Падуанская школа Лейденская школа Школа Гарвея в Англии Хир. школы Франции и Англии Немецкие школы (Геттинген и Галле) . . . . 6. Медицина в эпоху капитализма (до франкопрусской войны) Французские врачи-материалисты Школа Биша Промышленный переворот в Англии и раз витие профилактической медицины Натурфилософия Шеллинга. Берлинская школа. Иоганнес Мюллер Венская клиническая школа •. . Клеточная теория. Целлюлярная патология Физико-химическое направление в медицине Вульгарные материалисты 7. Развитие М. в эпоху капитализма (с 1870 г.) Кризис медицины в капиталистическом мире. 8. Развитие медицины в России 18 век 19 в. (до падения крепостного права) . . . . M. в эпоху развития капитализма в России 9. Советская медицина III. Хронологические таблицы IV. Историография Марксистской классификации наук в раз в е р н у т о м в и д е еще нет. Э н г е л ь с , и с х о д я и з Гегелевской классификации наук, подчеркнул основное—движение к а к форму существова н и я материи, многообразие видов движения— и охарактеризовал естествознание к а к науку об э т и х р а з л и ч н ы х в и д а х д в и я е е н и я м а т е р и и и и х переходе друг в друга. Механика—как движение больших масс, ф и з и к а — к а к движе ние м о л е к у л , х и м и я — к а к движение атомов— вот п р о с т е й ш а я с х е м а Г е г е л я , о ч и щ е н н а я Эн г е л ь с о м от и д е а л и з м а , о х в а т ы в а ю щ а я н а и б о л е е общие о т р а с л и е с т е с т в о з н а н и я . «Называя физику механикой молекул, хи м и ю — ф и з и к о й атомов и, д а л е е , б и о л о г и ю — х и м и е й б е л к о в , д л я т о г о , чтобы в ы р а з и т ь п е р е в о д ы и х ( я п о з в о л ю себе к а ж д у ю и з э т и х т р е х н а у к о б о з н а ч и т ь т а к и м о б р а з о м , чтобы с п е ц и а л ь н а я область к а ж д о й из них получала название б л и ж а й ш е й н и з ш е й . . . ) , я ж е л а ю этим в ы р а з и т ь п е р е х о д одной и з э т и х н а у к в д р у г у ю и значит связь, непрерывность, а также разли ч и е , р а з р ы в м е ж д у обеими о б л а с т я м и » . Энгельс дает следующую схему исторического р а з в и т и я отдельных отраслей естествознания: { Астрономия Механика II. Математика { Физика I I I . f имия v Геология Палеонтология Минералогия I Терапевтика Диагностика { Физиология растений I V . Физиология животных & Анатомия / I . Введение. Н а и б о л е е с ж а т о е о п р е д е л е н и е М. п р и н а д л е ж и т К л о д у Б е р н а р у : «М. есть н а у к а , и м е ю щ а я своей з а д а ч е й с о х р а н я т ь з д о р о в ь е и и з л е ч и в а т ь б о л е з н и ч е л о в е к а м В этом о п р е д е л е н и и з а к л ю ч а е т с я у к а з а н и е н а д в е о с н о в н ы х о т р а с л и М.: на п р о ф и л а к т и ч е с к у ю ( « с о х р а н я т ь здоровье») и л е ч е б н у ю ( « и з л е ч и в а т ь болезни»). О д н а к о это о п р е д е л е н и е не д а е т а н а л и з а к о н к р е т н о й и с т о р и ч е с к о й о б с т а н о в к и и не у к а з ы в а е т к л а с сового х а р а к т е р а М. Ч е л о в е к в своем о н т о - и филогенезе п р е д с т а в л я е т в ы с ш у ю с т у п е н ь э в о люции органического мира. Н о , р а з появив ш и с ь , человечество в своей д а л ь н е й ш е й судьбе следует своим з а к о н а м , з а к о н а м развития общества. Ч е л о в е к в о т л и ч и е от в с е х ж и в о т н ы х имеет т у о с о б е н н о с т ь , что он я в л я е т с я ж и в о т н ы м о б щ е с т в е н н ы м , что в нем о с у щ е с т в л я е т с я единство б и о л о г и ч е с к о г о и с о ц и а л ь ного. Биологическое и социальное находят свое в ы р а ж е н и е в ч е л о в е к е не и з о л и р о в а н н о , не о т о р в а н н о д р у г от д р у г а , не в м е х а н и ч е с к о й сумме того и д р у г о г о , а в д и а л е к т и ч е с к о м един с т в е . Все б и о л о г и ч е с к и е п р о ц е с с ы в ч е л о в е ч е с к о м о р г а н и з м е в своем п р о я в л е н и и н е р а з р ы в но связаны с социальной сущностью человека. Место м е д и ц и н ы с р е д и д р у г и х н а у к о п р е д е л я е т с я т а к и м о б р а з о м н а г р а н и ц е естествозна н и я и социологии. С т а в я в этой схеме т е р а п и ю и д и а г н о с т и к у к а к з а к л ю ч и т е л ь н о е з в е н о в р я д у естествен н ы х н а у к , Э н г е л ь с тем самым у к а з ы в а е т , что к объяснению явлений движения, представ л я ю щ и х процесс ж и з н и , можно было присту пить лишь после того, к а к достигли высокой степени р а з в и т и я р а з л и ч н ы е о т р а с л и п о з н а н и я ф о р м д в и ж е н и я , г о с п о д с т в у ю щ и х в области н е о р г а н и ч е с к о й п р и р о д ы . М . , и м е ю щ а я своим предметом и з у ч е н и е более с л о ж н ы х ф о р м дви ж е н и я , н е с м о т р я н а свою д р е в н о с т ь с т а н о в и т с я н а у к о й т о л ь к о п о с л е т о г о , к а к и з у ч е н ы более простые ф о р м ы д в и ж е н и я , Т и м и р я з е в в своей « И с т о р и и р а з в и т и я био л о г и и в 19 столетии» п о д т в е р ж д а е т у к а з а н и е Энгельса на значение успехов биологии для развития земледелия и медицины. «Опиравшие с я п о ч т и и с к л ю ч и т е л ь н о н а м н о г о в е к о в ы е , те р я ю щ и е с я во м р а к е и с т о р и и э м п и р и ч е с к и е з н а н и я , эти д в а и с к у с с т в а т о л ь к о в настоя щ е м (19) с т о л е т и и м о г л и в п е р в ы й р а з вполне о с м ы с л и т ь свою д е я т е л ь н о с т ь б л а г о д а р я дан ным, доставленным физиологией растений и ф и з и о л о г и е й ж и в о т н ы х , которые, в свою о ч е р е д ь , о б я з а н ы своим р а з в и т и е м предварительным у с п е х а м физи к и и х и м и и». Т е с н у ю с в я з ь е с т е с т в о з н а н и я с М. с о з н а в а л и во все в р е м е н а в ы д а ю щ и е с я п р е д с т а в и т е л и в р а ч е б н о й н а у к и , и м о ж н о с к а з а т ь , что есте ственные н а у к и б о л ь ш е й ч а с т ь ю с в о и х успехов о б я з а н ы в р а ч а м . Т а к о й т щ а т е л ь н ы й протоко л и с т и с т о р и и р а з в и т и я е с т е с т в о з н а н и я , как Таннери, описывая успехи н а у к в эпоху Воз р о ж д е н и я (16 в . ) , п и ш е т : «Можно сказать, что история науки в первой половине 16 столетия была в сущности только историей М. Ме дики того времени стремились овладеть чуть ли не всеми научными знаниями. Они изучали математику, чтобы овладеть астрономией, так как им нужно было учитывать влияние небесных светил на здоровье. Они изучали древние языки, включая сюда арабский и еврейский, так как им нужно было уметь читать произведения ме дицинских писателей в подлинниках. Для знания этио логии им необходимо было владеть физикой и даже ме-