
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
633 ЛЕКАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ 634 ждаемым Наркомздравом. Д л я согласова ния деятельности и выработки общей линии был созван в начале 1919 г. Всероссийский съезд фарм. подотделов. Главнейшие фор мулированные съездом задачи по органи зации Л . п. сводятся к следующему: Л . п. должна быть скорая, доступная и рацио нальная. Производство медикаментов, могу щих быть изготовленными в запас, должно перейти на фабрики и заводы. Все аптеки разных ведомств и учреждений должны строиться по единому типу. Аптеки должны быть укрупнены и они же должны обслужи вать население всеми предметами санитарии н гигиены. Мед. советы в аптеках, как равно и отпуск секретных и сомнительных средств, должны быть прекращены. Эти общие прин ципы легли в основание всего последующего строительства аптечного дела. Помимо об щего направления съезд разработал деталь ные указания о методах управления госу дарственными аптеками, об их финансиро вании, снабжении, об организации губерн ских складов и уездных распределителей, лабораторий и др. I I съезд фарм. подотделов, состоявшийся в июле 1920 г., развил и углубил работу по организации Л . п. Съезд санкционировал ликвидацию сельских аптек и объединение больничных аптек с внебольничными, зна чительно сократив число последних и уста новив числовые нормы д л я аптечной сети. Съезд установил порядок управления апте ками при леч. учреждениях и нормальные штаты, указал меры к поднятию производи тельности труда, к организации статистики, отчетности, делопроизводства и бухгалтерии. Были разработаны вопросы финансирова ния, снабжения, образования и д р . (см. Аптека и Аптечная сеть). и. Л е в и н ш т е и н . Период военного коммунизма в деле Л . п. характеризуется централизацией управле ния, администрирования и снабжения. Все медикаментозные ресурсы состоят на учете Н К З д р . ; местные организации снабжаются по определенной строгой разверстке послед него. Блокада, слабое развитие фарм. про мышленности, невозможность пополнения лекарственных запасов, необходимость удо влетворения общих нужд страны и многочи сленных фронтов требовали установления жестких норм потребления и самого эконом ного расходования лекарств и мед. имуще ства. Из национализированных (бывш. част новладельческих) аптек отпуск лекарств стал производиться бесплатно, так же как и из аптек при мед .-сан. учреждениях. По степенно к концу периода военного комму низма состояние Л . п. очень ухудшилось, за пасы медикаментов почти иссякли.—С вве дением новой экономической политики по становлением СНК от 9/1 1922 г. было раз решено открытие частных аптек под кон тролем Н К З д р . и местных органов здраво охранения. Циркуляром Н К З д р . РСФСР от 1/VTI 1922 г. предложено отделам здравоох ранения перевести внебольничные аптеки на хоз. расчет. Наряду с этим было дано указание о сдаче внебольничных аптек в аренду, причем сдача в аренду могла и дол жна была иметь место только в том случае, если она оказалась бы более выгодной и целесообразной, чем переход на хоз. расчет. Как разрешение на открытие частных аптек, так и сдача в аренду вызывались необходи мостью того времени. НКЗдравом было дано указание местам, чтобы в аренду сдавались аптеки наименее благоустроенные, плохо снабженные, аренда могла допускаться на ограниченный срок. По мере восстановления общего гос. хозяйства, по мере роста всей промышленности аптеки постепенно отбира лись обратно из рук частных владельцеварендаторов и переходили в руки государ ства, т. ч. к концу 1928 г. у ж е не было ни одной аптеки (за исключением гомеопати ческих) в арендном пользовании и частном владении. В наст, время вся сеть аптек, через к-рую осуществляется Л . п., находится в р у к а х государства и состоит из аптек хозрасчетных и аптек при мед .-сан. учреждениях. Число хозрасчетных аптек в 1928/29 г. было по РСФСР: в городах—1.124, в сельск. местно стях—1.033. При мед.-сан. учреждениях на 1/Х 1929 г. было аптек: по РСФСР—5.733; по УССР—957; по БССР—52; по ЗСФСР—92 (неполные сведения). Кроме того аптек, об служивающих транспорт, находящихся при мед .-сан. учреждениях транспорта, на 1/1 1929 г. было 924. На то же число было хоз расчетных аптек по РСФСР 2.124, по УССР—• 1.126, по БССР—169, по ЗСФСР—326, по остальным республикам—83, по всему Сою зу—3.828. Количество отпущенных рецеп тов по основным видам помощи из всех ап тек РСФСР кроме транспортных за 1928/29 г. равно 221 млн.; из них хозрасчетными ап теками отпущено 50 млн.; из общего коли чества рецептов отпущено застрахованным 68 млн., в том числе из хозрасчетных аптек 45 млн.; для сельского населения—127млн., в том числе из хозрасчетных аптек—5 млн.; за плату отпущено. 26 млн. рецептов, что составляет к общему количеству отпущен ных в 1928/29 году рецептов 11,76%.— Всю рецептурную Л . п. за исключением хоз расчетных аптек здравотделы осуществля ют за счет своих средств. В 1927/28 году об щий бюджет здравоохранения без капитало вложений составлял 357,8 млн. р . ; из них на медикаменты и перевязочный материал израсходовано 35,8 млн. р . , т. е. 9,8% к бюд жету здравоохранения. Расходы на перевя зочный материал достигают приблизитель но 50% всей этой суммы, т. ч. расходы на медикаменты составляют только около 5% к бюджету здравоохранения. З а 1927/28 г. расход медикаментов, проведенный апте коуправлениями за счет органов здраво охранения и по хозрасчетному сектору, со ставил 40 млн. р . , из которых за счет орга нов здравоохранения пришлось 21 млн., а по хозрасчетному сектору—19 млн. Средняя по РСФСР с т о и м о с т ь одного р е ц е п т а для застрахованных составляет 22 коп. Средняя по РСФСР стоимость плат ного рецепта равна 63 коп. (довоенная средн.—56 коп.). Средняя стоимость одного рецепта, отпускаемого из аптек при мед.сан. учреждениях сельских местностей, зна чительно ниже стоимости одного рецепта за страхованным в виду недостаточности ассиг нований на Л . п. для сельского населения;