
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
195 К О Ч Е Г А Р 196 щих на разного рода котлах. К исполнению обязанностей кочегара согласно постано влению СТО от 1 3 / V I 1923 года допускают ся только лица, специально обученные и выдержавшие соответственное испытание. С точки зрения проф. гигиены профессия К. до сих пор недостаточно изучена, и б. или м. полные данные имеются только об условиях труда К. судовых и паровозных.—Основы, п р о ф . в р е д н о с т и труда К . следую щие: работа в замкнутом помещении с значи тельным содержанием пыли и вредных газов ( С О , С 0 , S 0 , H S и др.), с высокой и не равномерной t ° , со значительным выделе нием лучистой теплоты, в вынужденном стоя чем положении, с частым сгибанием тулови ща, со значительным напряжением всей му скулатуры, зрения, внимания. Работа К. связана также с непосредственной опасно стью ожогов и повреждений. К . всегда угро жает также опасность взрыва. Кроме наблю дения за манометром, водомерными стекла ми, водопробными кранами, инжектором, сифоном и др. приборами, требующего гл. обр. напряжения внимания и зрения, глав ная мышечная работа К . складывается из ряда элементарных работ, повторяющихся обычно в определенном порядке, а именно: 1) открывание дверец топки через каждые 8—10 минут для наблюдения за горением; 2) заброска топлива (обычно через каждые 10—12 мин.) лопатой весом около 3 кг, при чем за один оборот забрасывается обычно 5—8 лопат, а на каждую лопату набирается в среднем 5—6 кг угля; 3) подрезка горящего угля длинным ломом весом от 20 до 25 кг; 4) шуровка (равномерное распределение го рящего угля лопатой по всей топке); 5) очи стка топки и поддувал (обычно 1 р а з в сме ну) особой длинной кочергой, весом до 20 кг в течение 20—25 мин.; 6) заливка выброшен ного шлака водой и удаление охлажденной золы теми или другими способами (обычно 1 р а з в смену в течение 20—30 мин., причем вес выбрасываемой золы составляет обычно около 1 5 % веса сжигаемого угля); 7) пере лопачивание или пересыпка угля из уголь ной кучи, ямы, тендера или другого складоч ного места непосредственно к топке котла (обычно производится в 2—3 приема в тече ние смены). У с л о в и я т р у д а К. в различных предприятиях промышленности и транспор та резко отличаются друг от друга и в пер вую очередь зависят от размера и количества обслуживаемых котлов (в малых стационар ных установках 1 К. обслуживает один ко тел, а в больших котельных при электриче ских станциях на большом котле работают обычно 2 К . , на паровозе большой котел об служивается 1 К . , а на пароходах обычно 1 К . обслуживает два котла) и от топлива, на к-ром работает данный котел. Наиболее тял<ела работа К. при твердом топливе (дро ва, уголь, торф), когда загрузка его произ водится вручную, и наиболее легка она при нефтяном отоплении, когда у К. отпадает почти полностью мышечная работа и труд его сводится почти исключительно к наблю дению за состоянием пара в котле и установ кой необходимых условий тяги в топке, т. е. к действиям, требующим гл. обр. напряя^е2 2 2 ния внимания и зрения. Особенно тяжелы условия труда судовых К. на твердом топли ве, т. к. помимо большого мышечного труда им приходится работать в трюмной части судна, мало доступной наружному воздуху, и кроме того рабочие помещения на судах значительно меньше, чем в котельных ста ционарных, а вследствие этого метеорол. ус ловия значительно ухудшаются. Приблизи тельные (преуменьшенные) подсчеты р а с х о да энергии паровозного К. (Смирнов) на ма невровом паровозе при расходе каменного угля около 13 тонн дают общую сумму энер гии за 12-часовую смену в 3.850 кг/м, а на пассажирском паровозе при расходе угля в 40 тонн—11.970 кг/м. Н а морских парохо дах СССР по преуменьшенным подсчетам Углова расход энергии на 1 К . в 6-часовой рабочий день при суточном расходе угля в 18 тонн составляет 6.930 кг/м; подсчеты нем. авторов определяют расход энергии су дового К . в течение 1 часа в 2.600 кг/м ( A . K u r r e r ) и даже 6.600 кг/м ( P . S c h m i d t ) . Работа К. протекает при тяжелых метео рол. условиях: вследствие большого количе ства тепла, отдаваемого обширными поверх ностями котлов и выделяющегося из перио дически открываемой топки, t° в рабочей зоне К. обычно держится между 30—50° (при относительной влажности воздуха в 6 0 — 6 5 % ) , естественно уменьшаясь по мере удаления от топки. Н а Центральной элек трической станции в Киеве в кочегарке с об щим объемом в 9.100 м при 6 действующих котлах t° летом составляла 39° (при t° на ружного воздуха в 22°), на расстоянии 1 м от топки она была 42°, при открытых топках она повышалась до 63°, во время загрузки топлива—до 65°, при подрезке угля и при шуровке—даже до 82°, т. к. при последней операции топки открываются на более про должительное время. Измерения t° в кочегар ке морского парохода дают следующие циф ры: у самых топок—56°, в расстоянии 0,5 ж от топки—49,6°, в 1,5 м от топки—44,8° и в 2,5 м от топки—38,3°, и даже непосредствен но под вентилятором, подающим свежий воз дух со скоростью 6 м в 1 сек., t° равняется 29,7°. Кататермометрические наблюдения в разных местностях также доказывают значи тельные затруднения для теплоотдачи орга низмом рабочего: Ангус (Angus) в октябре 1922 г. нашел в кочегарке американского судна в Атлантическом океане t° в 27°, при чем показания сухого ката колебались от 4,3 до 3,9 (вместо нормальных 6), а показа ния влажного ката составляли от 16,3 до 17,2 (вместо нормальных 16). По наблюде ниям Углова на морском пароходе в Бал тийском море при t° в кочегарке под венти лятором в 32° «Н» равнялось 4,5, а « Н » — 14,3. П о наблюдениям Шварца ( L . Schwarz) в кочегарке германского парохода t° была 29,5° (при t° наружного воздуха в 16,5°), а относительная влажность воздуха равня лась 6 4 % , причем сухой ката показывал 2,7. Высокая t° кочегарки в связи с большой мы шечной работой приводит к «физиол.» повы шению t° тела К. и учащению пульса: у 9 К. Центр, киевской электростанции t° непо средственно после окончания работы была в среднем 37,6°, а пульс колебался в среднем г х