
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
677 КИНЕМАТОГРАФИЯ 678 (язва желудка, ахилия и т . д.). Следова тельно и здесь можно подобрать специаль ные программы для неврастении в легкой форме. В такой программе должен быть подобран материал успокаивающего и раз влекающего характера. Поэтому в данной программе должны найти себе место неболь шие видовые (географические) фильмы, бод рящая сюжетная фильма, комическая. На ос нове экспериментальных наблюдений кино терапия должна дозироваться и во времени. Для одной группы заболеваний достаточно 30 минут сеанса, для другой—50 минут, для третьей-—70 мин. и т. д . В известной мере ра циональная кинотерапия моя^ет выполнять функции психотерапии и являться инст руктивной по линии трудовых процессов. Возможности здесь открываются большие. Исследовательская работа в этом направле нии нервно-психиатрических учреждений по зволит приступить к разработке типовых программ и постепенной кинофикации сети лечебных учреждений,создаст реальные пред посылки для быстрого развития кинотера пии как МОЩНОГО леч. фактора. Л . С у х а р е б с к и й . Влияние кинематографа на детей и под ростков весьма велико. Значение К . опре деляется колоссальным ростом сети кинема тографов. Во всем мире насчитывается до 55.000 кинематографов. В САСШ функцио нирует в настоящее время (1930) более 20.000 постоянных кинематографов, и еже дневная посещаемость их достигает 22 мил лионов чел. Средняя посещаемость кинема тографов детьми в Нью-Йорке доходит до 100.000 чел. ежедневно. В СССР по прибли зительным подсчетам проходит через кине матографы до 200 млн. зрителей в год. Дети составляют до 40% всех посетителей. Дан ные специального обследования в нек-рых школах показали, что 83% опрошенных де тей является постоянными посетителями кинематографа. По другим подсчетам 40% детского досуга падает на кинематограф. Входя в общую сумму факторов среды, опре деляющих развитие ребенка, К . оказывает тем большее влияние, что детскому возрасту свойственны в большей степени зрительные образы. Благодаря этому К . играет роль вос питательного фактора большой силы. В ос новном значение К. определяется воздейст вием на эмоциональную сферу ребенка. Да вая яркое зрительное восприятие, кинема тограф может заполнять в значительной сте пени псих, переживания ребенка.—В общей системе воспитания К . является одним из важнейших педагогических средств воздей ствия, к сожалению в СССР еще недостаточ но использованным. Позволяя сделать пре подавание наглядным, К . тем самым обеспе чивает более прочное усвоение школьных знаний. В этом отношении перспективы раз вития школьного кинематографа велики, и несомненно «кинематограф в школе скоро займет- такое же твердое положение, к а к классная доска или книга» (Луначарский). Проблеме влияния К . на детей в последнее время уделяется много внимания. Наряду с этим большим положительным значением кинематографа в его сегодняшнем развитии, когда содержание кинематографа на Западе определяется исключительно коммерческими соображениями и стремлением угождения вкусам мещанской публики, а кинемато граф в СССР далеко еще не освободился от вредного влияния капиталистического ки но,—кино оказывается также и отрица тельным фактором не меньшей силы. Среди отрицательных влияний кино мож но разграничить 2 основные группы. Часть— чисто физические моменты (темнота, духота и пр.) и часть—моменты чисто психологиче ские (благодаря отрицательным образам раз личных детективно-приключенческих фильм). Кино является чрезвычайно сильным раз дражителем, не дающим возможности адек ватной «на себя» реакции. Кино воздейст вует все время на глаз, на один и к тому же наиболее развитый анализатор. Благодаря этому в нервном аппарате образуется один сильный очаг возбуждения. Многочисленны ми экспериментами установлен факт огром ного влияния самой демонстрации кино фильм на сетчатую оболочку глаз. Сильные световые лучи, резкая перемена освещения, быстрая прогонка ленты на экране, дрожа ние и непрерывное мерцание, частые раз рывы ее нередко дают блефарит (воспаление век) и конъюнктивит.—Добавочные вредные влияния на организм зрителя проистекают от длительного пребывания в душном зри тельном зале. Нередки явления паталогического утомления, доходящего до мозго вого истощения. Однако явления утомления обусловлены не исключительно внешними условиями по каза; они наблюдаются также в лаборатор ных условиях экспериментального кино при соблюдении всех требований общей гигиены. Р я д исследований в СССР и за рубежом по казал, что просмотр кинофильм даже в усло виях особо благоприятных понижает работо способность детей в большей степени, неже ли целый учебный день. Так, по данным Не чаева средний коефициент снижения памяти после кино был 8% (тогда как после уро ков он равняется только 6%), коефициент внимания снизился на 19% (после уроков, наоборот, он поднялся на 4%). Скорость письма после кино снижалась на 4% (после же уроков она поднималась на 6%). Бель гийский исследователь Рувруа (Rouvroy) на основании своих исследований утверждает, что трудоспособность детей после утреннего сеанса, продолжающегося 2 часа, включая 10 двухминутных перерывов, уменьшилась на целых 20%. У слабых детей утомление оказалось вдвое больше, чем после дня заня тий, проведенного в школе. Утомление осо бенно сильно у детей нервных, анемичных, страдающих неправильным кровообраще нием и «дефектами зрения». Попытки оздоро вления внешней обстановки демонстрации фильм, правильный выбор картин соответст венно возрасту кинозрителей и другие меры гиг. характера не избавляют от утомления. Вследствие этого большинство исследовате лей приходит к тому выводу, что кинемато граф не может рассматриваться как целесо образная форма отдыха. Музыкальное сопро вождение фильмы, как всякий побочный раз дражитель, совпадающий во времени с основ ным, усиливает еще более образовавшуюся доминанту. В результате этого получается