
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
466 ИНСТИТУТЫ 46» с я в цепи. П о с в о и м в н е ш н и м п р о я в л е н и я м инстинкты р а з д е л я ю т с я н а а к т и в н ы е , с в я з а н н ы е с в о з б у ж д е н и е м деятельности р я да н е р в н ы х центров и с о о т в е т с т в у ю щ и х им мышц ( и р р а д и а ц и я в о з б у ж д е н и я ) , и п а с с и в н ы е , с в я з а н н ы е п о в и д и м о м у с вы ключением р я д а ц е н т р о в — с и р р а д и а ц и е й тормонсения ( р е ф л е к с ы п р и т а и в а н и я и «мни м о й смерти» у животных). VII. Современные проблемы из у ч е н и я И . Х о т я некоторые авторы счи тают необходимым в о в с е у п р а з д н и т ь термин П . , о д н а к о п р а в и л ь н е е было бы в с е ж е о с т а вить его к а к н а и б о л е е к р а т к о е о б о з н а ч е н и е вполне определенных действий ж и в о т н ы х , н о в л о ж и т ь в него с т р о г о е е с т е с т в е н н о н а у ч н о е с о д е р ж а н и е , к а к это сделано в ы ш е . Н е следует д у м а т ь , что с у с т а н о в л е н и е м у к а з а н н о г о выше п о д х о д а к и н с т и н к т и в н о й деятель ности в с я проблема, И . с т а н о в и т с я р е ш е н н о й ; но все ж е благодаря н о в о м у взгляду с а м а я п о с т а н о в к а проблемы у п о р я д о ч и в а е т с я , и частные проблемы и н с т и н к т а с т а н о в я т с я в р я д с д р у г и м и естественнонаучными п р о б лемами. П р е д с т о и т еще э к с п е р и м е н т а л ь н о выяснить: 1 . М о ж е т ли у с л о в н ы й р е ф л е к с , п р и п о в т о р е н и и его в п о к о л е н и я х в с о ч е т а нии с каким-либо б е з у с л о в н ы м , сделаться возбудителем р е а к ц и и п р и п е р в о м его п р и менении (существует ли наследственность п р и о б р е т е н н ы х ф н к ц . изменений). С о в р е м е н н а я генетика отвечает н а это о т р и ц а т е л ь н о . О д н а к о этот отрицательный вывод б а з и р у е т с я гл. о б р . н а и с с л е д о в а н и я х п е р е д а ч и м о р ф о л о г , п р и з н а к о в . З д е с ь ж е мы имеем дело с ф у н к ц и е й «передового» о р г а н а ( ц е н т р а л ь н о й н е р в н о й системы), к - р а я н а и б о л е е ч у т к а к о всем п е р е м е н а м в н е ш н е й с р е д ы . Д о э к с периментальной п р о в е р к и в о п р о с а следует в о з д е р ж а т ь с я от о к о н ч а т е л ь н о г о с у ж д е н и я . 2. В к а к о м соотношении находится ф у н к ция, осуществляемая данной группой нерв ных к л е т о к , к ф о р м е к л е т о к и и х в н у т р е н нему с т р о е н и ю . С ю д а о т н о с я т с я в с е в о п р о с ы фнкц. архитектоники ( О . и С. V o g t ) . В о п р о с еще ждет с в о е г о р е ш е н и я . Методы м и к р у р тии м о г у т о к а з а т ь здесь б о л ь ш у ю п о м о щ ь . 3. В к а к о м о т н о ш е н и и н а х о д и т с я х и м и я г о р монов к химии важнейших нервных центров, р е г у л и р у ю щ и х инстинктивное поведение. И з у с т а н о в л е н и я этих с о о т н о ш е н и й д о л ж н о взять с в о е и с т и н н о е н а ч а л о у ч е н и е о б и о л . о с н о в а х и н д и в и д у а л ь н о с т и , п о к а едва н а м е ченное ( W . и Е . J a e n s c h , Б е л о в ) . 4 . В ка ком соотношении находится с о ц . среда к а к совокупность наиболее сложных и заведомо условных раздражителей с регуляторами Й . как врожденных форм нашего поведения. Я с н о , что с о ц и а л ь н а я с р е д а б л а г о д а р я в о з никновению орудий производства видоиз меняет И . , н о в к а к о й степени—этот в о п р о с еще ж д е т более г л у б о к о г о а н а л и з а н а э к с п е риментальной о с н о в е . VIII. Практическое значение И. д л я п е д а г о г и к и , к л и н и к и и нек-рых соц.э к о н о м и ч е с к и х дисциплин н е с о м н е н н о о ч е н ь велико. Педология, особенно—более ранне го детства, немыслима б е з учета И . , з н а н и е к-рых с о с т а в л я е т н а п р . о с н о в у у ч е н и я о т. н . т р у д н о м детстве. Н и к а к и е общественно-по лезные н а в ы к и не м о г у т быть п л а н о м е р н о з а к р е п л е н ы , если н е учитывать силы и с о о т н о ш е н и я отдельных И . в данный момент. К л и н и к а , о с о б е н н о — н е р в н ы х б-ней, и з п р а вильного определения И . черпает очень м н о гие и ценные п р е д п о с ы л к и для д и а г н о с т и к и и терапии ( А с т в а ц а т у р о в ) . П а р к и н с о н и з м и д р . формы заболеваний связаны с р а с стройством с р а в н и т е л ь н о более э л е м е н т а р н ы х И . — п е р е м е щ е н и я тела в п р о с т р а н с т в е . Благодаря физиологическому анализу явле ний т о р м о ж е н и я и переключения инстинк тов о т к р ы в а е т с я путь к у р а з у м е н и ю м е х а низма о б р а з о в а н и я так назыв. комплексов, с в я з а н н ы х с р а з л и ч н ы м и безусловными р е ф л е к с а м и , п р и ч е м п о л о в о й инстинкт л и ш а ется того и с к л ю ч и т е л ь н о г о п о л о ж е н и я , к о т о р о е ему п р и с в о е н о Ф р е й д о м . Лит.: В а г н е р В., Биопсихология, П., 1923; В у н дт В . , Лекции о душе человека и животных, СПБ, 1894; Д а р в и н Ч., О выражении ощуще ний у человека и животных, С П Б , 1872; Д е р ю г и н К . , Перелет птиц по новым данным, П., 1924: К е н н о н В., Физиология эмоций, Л., 1927: Л е б Ж., Вынужденные движения, тропизмы и по ведение ж и в о т н ы х , M . , 1924; М о р г а н Л., При вычка и инстинкт, С П Б , 1899; П а в л о в И., Двад цатилетний опыт и з у ч е н и я высшей н е р в н о й дея тельности животных, М . — Л . , 1925; о н ж е , Лек ции о работе больших полушарий головного мозга, M.—Л.,1927; У о т с о н Б., Психология как наука а поведении,М.—Л., 1926; Ф а б р Ж., Инстинкт и нервы насекомых, С П Б , 1898; Ф о р е л ь А., Мозг и душа, СПБ, 1908; Ф р о л о в Ю., Физиологическая при рода инстинкта, Л . , 1925; Ц и г л е р Э., Инстинкт, П., 1914; S h e r r i n g t o n С , The integrative action of the nervous system, N . Y . , 1 9 2 0 . H), Фролов. 7 ИНСТИТУТЫ научно-исследова тельские, у ч р е ж д е н и я , занятые с п е ц и альной р а з р а б о т к о й научных проблем и ве дущие научные изыскания и исследования в соответствующих областях. Задачей научнои с с л е д о в а т . И . я в л я е т с я объединение н а у ч н . сил в о к р у г о п р е д е л е н н ы х п р о б л е м , л е ж а щ и х в о б л а с т и о д н о й какой-нибудь дисциплины или т р е б у ю щ и х п о с т а н о в к и и с с л е д о в а н и я комплексного х а р а к т е р а в ряде смежных областей. Т . к . современные И . с в о ю дея тельность тесно с в я з ы в а ю т с з а п р о с а м и ж и з ни , то н а р я д у с теоретическими п р о б л е м а м и в н и х всегда р а з р а б а т ы в а ю т с я и н е п о с р е д ственные п р а к т и ч е с к и е в о п р о с ы и о с у щ е ствляются практические мероприятия в и з вестной области р а б о т ы . П р а в и л ь н а я о р г а н и з а ц и я И . т р е б у е т , чтобы о н и , р а з р а б а тывая н а у ч н ы е п р о б л е м ы , были в с о с т о я н и и давать п р а к т и ч е с к и е выводы и , н а о б о р о т , ведя п р а к т и ч е с к у ю р а б о т у , ставили ее та к и м о б р а з о м , чтобы н а о с н о в е н а к о п л е н ных данных м о ж н о было р а з р е ш а т ь в о п р о с ы т е о р и и и методологии. К р о м е н а у ч н о - и с с л е д о в а т е л ь с к о й р а б о т ы И . ведут т а к ж е педа г о г и ч е с к у ю р а б о т у п о подготовке с п е ц и а л и с т о в , несут ч а с т о и производственные ф у н к ции (изготовление п р и б о р о в , лечебных и п р о ф и л а к т и ч е с к и х п р е п а р а т о в и т. п . ) . Исторически И . являются во всех областях н а у ч н о й р а б о т ы н а и б о л е е поздней ф о р м о й научно-творческого и культурного строи тельства. Одним и з п е р в ы х , о с о з н а в ш и х з н а чение п о д о б н ы х и с с л е д о в а т е л ь с к и х у ч р е ж д е н и й , я в л я е т с я Вильгельм ф о н Г у м б о л ь д . В своем б о л ь ш о м плане п р а в и л ь н о й о р г а н и з а ции н а у к и и в ы с ш е г о о б р а з о в а н и я , с о с т а в ленном еще в 1 8 1 0 г . , о н п р е д у с м а т р и в а е т 3 типа н а у ч н ы х у ч р е ж д е н и й : ун-ты, а к а д е мии н а у к и вспомогательные И . ( H i l f s i n s t i t u t e ) ; последние соответствуют с о в р е м е н . И .