
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
637 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 63S в 3 губерниях (Вологодской, Костромской и Тульской) существовали (Жбанков) в 1910 г. постоянные санитарные попечительства, в которые помимо врачей входили представи тели местного населения, т. н. сан. попечи тели. Попечительства возникали во время эпидемий и по окончании их закрывались самими земствами или администрацией. Губ. земское собрание в Тульской губернии за крыло губ. сан. бюро за содействие послед него организации попечительств; даясе в Московской губернии попечительства по ли квидации эпидемий прекращали свою дея тельность. Однако земская медицина пред ставляла особый огромный шаг вперед по сравнению с мед .-сан. организацией прика зов общественного призрения (см. Врачеб ный участок). Земская медицина при всех своих недочетах оставила глубокий след в истории развития 3., полоясив начало но вым формам организации охраны здоровья сельского населения и развитию основных принципов ее: бесплатности и общедоступ ности мед. помощи. Война 1914 г. отразилась самым плачев ным образом на деятельности и организа ции земской медицины. Специальная анкета Пироговского об-ва врачей по 187 уездам 40 земских губерний выявила значительный разрушительный процесс в участковой зем ской медицине. Около 28% всех мед. участ ков «пустовало», т. е. лишилось врачей (443 участка из 1.605 участков), в 72 уездах число «пустовавших» участков составляло от j до / и даже /4 всех участков и выше. В гро мадном большинстве земских уездов, почти в 90% всех уездов, по к-рым получены были анкетные данные, были врачебные участки, б. или м. долго остававшиеся без врачей, и только лишь в 26 уездах не было пусто вавших участков. В числе этих уездов были наиболее мощные губернии и уезды с очень малым числом участков. Число коек для удовлетворения потребностей местного на селения уменьшилось на 16% по сравнению с предшествовавшим годом, многие больнич ные участки превратились в амбулаторные и даясе совсем закрылись. Во многих местах одному врачу приходилось заведывать мно гими участками. 40,5 % всех врачей оставило участки в связи с обстоятельствами военного времени, и лишь половина выбывших была впоследствии замещена. Громадная часть участков перешла в ведение фельдшеров. Не приходится и говорить о том, что новое больничное строительство и развертывание новых участков совершенно прекратилось. Куркин, разобрав соответствующие анкет ные материалы, приходит к выводу, что уже после первого года ведения войны «участко вая земская мед. организация может быть признана с полным правом находящейся в состоянии глубокого и тяяселого расстрой ства». Славский по материалам анкеты Все российского земского союза за 1915 г., раз работанным по 228 уездам 42 губерний, подтверждает в общем выводы Куркина. Оставило службу в уездах 55% врачей, и к сентябрю 1915 г. нехватило 26,6% штатного числа врачей. Часть земств потеряла весь свой старый персонал, больше 50% земств потеряло больше половины врачебного со 1 3 х 3 2 става, 33% земств потеряло более 60% вра чебного состава и 22% земств более 70% со става. В следующие годы войны продолжа лось разрушение участковой мед .-сан. орга низации, к-рая в сельских местностях на ходилась в самом тяжелом состоянии. В на следство от земства советская медицина по лучила крайне слабую сан. организацию и весьма недостаточную сеть лечебных и сан. учреждений, находившуюся почти в состоя нии полного упадка. Городская медицина означает систему до революционного мед.-сан. обслуживания го родов, организованного бывшими городски ми самоуправлениями в лице городских дум, в противоположность системе т. н. земской медицины, организованной земскими само управлениями. Городская медицина в на стоящем ее понимании стала развиваться с 80-х гг., при чем в большой мере был исполь зован опыт земской медицины. Согласно «Го родовому полоягению» (изд. 1892 г.) и дополне ниям к нему от 1906 г., к предметам ведения городского общественного самоуправления в области 3. относилось: устройство леч. за ведений и заведывание ими на одинаковых с земскими учреждениями основаниях, уча стие в мероприятиях по охранению народ ного здравия и предупреждению и прекра щению заразных и повальных б-ней на жи вотных, развитие средств врачебной помощи городскому населению и изыскание способов к улучшению местных условий в сан. отно шении (ст. 642 Устава врачебного, изд. 1905 г.). Городской думе предоставлено было право издавать обязательные сан. постановления «о мерах против порчи воды и о прекраще нии и предупреждении заразных и поваль ных б-ней, о сан. условиях, подлежащих со блюдению в помещениях для продажи съест ных припасов и напитков для обеспечения их безвредности, и об устройстве и порядке содержания в сан. отношении фабричных и ремесленных заведений, в пределах, предо ставленных по сему предмету вообще город ским самоуправлениям прав, ночлежных приютов, бань и боен, очистке дворов, устрой стве и чистке помойных ям и отхожих мест» (ст. ст. 2 и 108). Закон не устанавливал оп ределенной ответственности за неисполнение этих постановлений, и вдобавок право изда вать сан. постановления было весьма огра ничено общим правовым положением город ских самоуправлений, весьма стесненных в своей деятельности постоянным администра тивным вмешательством полицейских вла стей . Губернатор зачастую попросту не утвер ждал тех сан. постановлений, к-рые каза лись ему превышающими пределы предоста вленных городскому самоуправлению прав или не отвечающими букве закона или на мерениям правительственной власти. В за коне же точной формулировки прав и обя занностей городских самоуправлений в об ласти 3. не заключалось. К тому же следует учесть, что согласно закону в состав город ской думы входили в подавляющем большин стве представители цензовых слоев населе ния—купцы, домовладельцы, фабриканты, к-рые естественно интересы охраны здоровья трудящихся города мало принимали во вни мание. Городские думы, представляя собой