
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
281 ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 282 ным фактором оздоровления условий при л о ж е н и я человеческого труда и общей ж и з ненной обстановки широких народных масс. В большинстве иностранных государств законодательное нормирование водного хо з я й с т в а н а х о д и т себе р а з р е ш е н и е в б. и л и м . подробно р а з р а б о т а н н ы х специальных вод ных кодексах, регулирующих различные с т о р о н ы в о д н о г о х о з я й с т в а , п р и чем в соот ветствии с развитием и усложнением водно го х о з я й с т в а п о с т е п е н н о р а з в и в а л о с ь и В . з . , п е р е х о д я от н о р м и р о в а н и я о т д е л ь н ы х о т р а слей в о д о п о л ь з о в а н и я к систематическому и планомерному регулированию водного хо зяйства в целом. П р и этом, характерным явлением, общим д л я всего исторического п р о ц е с с а р а з в и т и я В . з . , п р е д с т а в л я е т с я мед л е н н ы й , но н е у к л о н н ы й п е р е х о д от ч а с т н о правовых идей в области водного хозяйства к п у б л и ч н о - п р а в о в о м у н а ч а л у , в п л о т ь до п е р е х о д а с а м о й с и с т е м ы в о д н о г о п р а в а в си стему в о д н о г о у п р а в л е н и я , т . е. п о д ч и н е н и я частного интереса началу общественному. Такое направление В . з . , очевидно, дает ма ксимальные гарантии возможности обеспе чения сан. интересов, связанных с той или иной постановкой водного хозяйства. Ч р е з в ы ч а й н о д а л е к о от этого н а п р а в л е н и я стояло старое русское водное законо дательство, всецело проникнутое началом частно-правовой концепции в области водо хозяйственных отношений; исходя из прин ципа берегового права, наше дореволюцион ное з а к о н о д а т е л ь с т в о р а с с м а т р и в а л о в о д ы к а к принадлежность земли и тем самым р а с пространяло на них действие норм, регули р о в а в ш и х п р а в о ч а с т н о й з е м е л ь н о й собст венности. Почти единственным мотивом к ограничению права частной собственности в отношении водных источников являлись интересы судоходства и сплава: внё этих интересов и нек-рых постановлений поли цейского характера, направленных к огра ж д е н и ю п и т ь е в ы х и с т о ч н и к о в от з а г р я з н е ния, воды были предоставлены бесконтроль ному р а с п о р я ж е н и ю собственников земли. Только с большим трудом и крайне медлен но, главн. обр., под в л и я н и е м потребностей с . - х . м е л и о р а ц и и , с т а л о п р о б и в а т ь себе д о р о г у сознание необходимости законодат. вмешательства в дело водопользования д л я удовлетворения основных мелиоративных нужд—осушения, обводнения и орошения ( з а к о н 20 м а я 1902 г.), но с в я з а н н ы е с о с у щ е ствлением соответствующих водохозяйствен ных мероприятий интересы санитарии и на р о д н о г о з д р а в и я и в этом с л у ч а е о с т а в а л и с ь совершенно невыявленными и необслуженными. Что ж е касается упомянутых выше отдельных постановлений, рассеянных в р а з л и ч н ы х ч а с т я х и т о м а х б ы в ш е г о Свода законов [Устав о промышленности (т. X I , ч . 2 , с т . 6 8 ) , У с т а в с т р о и т е л ь н ы й (т. X I I I , ч. I , с т . 165), У с т а в в р а ч е б н ы й (т. X I I , с т . ст. 657—658), У л о ж е н и е о н а к а з а н и я х ( т . X V , с т . 863) и У с т а в о н а к а з а н и я х (т. X V , с т . ст. 52, 53, 111)], т о п о с т а н о в л е н и я э т и не д а вали сколько-нибудь твердой базы д л я пла номерного и последовательного направле н и я водного хозяйства в соответствии с и с к л ю ч и т е л ь н о в а ж н ы м его з н а ч е н и е м в области санитарии и народного здравия. Коренное изменение соц. структуры и зе м е л ь н о г о с т р о я С С С Р не м о г л о не с к а з а т ь с я и на у с л о в и я х нашего водного х о з я й с т в а : о с в о б о ж д е н н ы е от у з ч а с т н о й з е м е л ь н о й с о б с т в е н н о с т и и от п р и н ц и п а б е р е г о в о г о п р а в а , воды тем самым стали о б щ е н а ц и о н а л ь н ы м , государственным достоянием, всецело предо ставленным на служение народнохозяй ственным интересам. Т . о., за совершившей ся земельной реформой, н а ш е водное х о з я й с т в о , по с в о е м у с о ц и а л ь н о - п р а в о в о м у б а з и су, оказалось впереди всех, даже самых про грессивных и н о с т р а н н ы х В . з . Тем более остро выдвигается поэтому у нас необхо димость законодательного урегулирования в о д н о г о х о з я й с т в а в с о о т в е т с т в и и с теми сложными Техническими и экономическими у с л о в и я м и , к - р ы м и оно х а р а к т е р и з у е т с я в современном разрезе. В высших правитель ственных о р г а н а х Союза в настоящее время р а з р а б а т ы в а ю т с я о б щ и е н а ч а л а В . з . СССР, на основе к о т о р ы х д о л ж н ы получить за тем д а л ь н е й ш е е развитие более детальные водные кодексы отдельных частей Союза, ближайшим образом приспособленные к их местным особенностям и н у ж д а м . В этих законодательных предположениях интере сы с а н и т а р и и и н а р о д н о г о з д р а в и я , с в я з а н ные с д е л о м в о д н о г о х о з я й с т в а , н а х о д я т себе вполне определенное выражение. Наиболее активное в этом отношении значение имеют законодательные нормы и постановления, непосредственно направленные к охране чи стоты в о д — о т к р ы т ы х , наземных и подзем ных—и, вообще, к обеспечению сан. требо в а н и й , с в я з а н н ы х с теми и л и и н ы м и с т о р о нами водного хозяйства. К а к и в дореволю ционное время, действующее законодатель ство о с т а в л я е т п о к а э т у в а ж н у ю о б л а с т ь б е з д о с т а т о ч н о г о в н и м а н и я : у н а с до с и х п о р нет е щ е с о б с т в е н н о В . з . к а к т а к о в о г о , т . е. в в и д е о р г а н и ч е с к и с в я з а н н о г о и р а з р а б о т а н н о г о в о д н о г о к о д е к с а . Н о в этом н а п р а влении за последние годы сделаны весьма значительные подготовительные шаги в ви де р а з р а б о т к и ц е л о г о р я д а п р о е к т о в о т д е л ь ных республиканских водных кодексов, а т а к ж е основ общесоюзного В . з . и, вместе с тем, в виде нек-рых отдельных правитель с т в е н н ы х р а с п о р я ж е н и й . О с н о в н о е в этом смысле значение имеет постановление С Н К Р С Ф С Р от 13 с е н т я б р я 1923 г . ( « И з в е с т и я Ц И К СССР и В Ц И К » , 1923, № 217) о п о р я д к е п р о и з в о д с т в а г и д р о т е х н и ч е с к и х ра^ бот. С о г л а с н о э т о м у п о л о ж е н и ю , р а з р а б о т к а плана гидротехнических работ, имеющих исключительно сан.-эпид. значение, возла гается на Н К З д р . совместно с соответствую щими ведомствами; разработка же планов гидротехнических работ, преследующих дру гие ц е л и , л е ж и т н а о б я з а н н о с т и з а и н т е р е с о в а н н ы х в е д о м с т в по с о г л а ш е н и ю с Н К З д р . Разработанные указанным порядком пла ны в н о с я т с я в П л а н о в у ю к о м и с с и ю д л я с о гласования и представления на утверждение п р а в и т е л ь с т в а . Самое п р о и з в о д с т в о р а б о т по утвержденным п л а н а м возлагается на соот в е т с т в у ю щ и е в е д о м с т в а по п р и н а д л е ж н о с т и , при чем Н К З д р . предоставляется право сле дить з а выполнением планов с точки зрения соблюдения сан. требований. Необходимые кредиты на производство вышеуказанных