
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
303 БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 304 БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, термин, принятый в психологии, точное содержание которого, однако, не может считаться окончательно установленным, поскольку вопрос касается психически-Б., т. е. существования актов, хотя и психических, но, вместе с тем, ка ким-то образом не подотчетных сознатель ной личности человека. Исторически учение о Б . восходит к Лейбницу, впервые выска завшему мысль, что, наряду с ясно пережи ваемыми и интенсивными восприятиями, имеются «малые восприятия» (petites percep tions) или «неощутимые перцепции» (per ceptions insensibles). Вундт, сравнивая со знательную деятельность с полем зрения, признает в каждый данный момент фикса ционную точку наибольшего внимания (акт апперцепции), окруженную несколькими концентрическими сферами все менее и ме нее отчетливых психических состояний, упи рающихся в порог сознания, за которым на чинается Б . , понимаемое как полйое отсут ствие псих, жизни. На такой ж е , прибли зительно, точке зрения стоят некоторые современные психологи-психиатры, напр., Шильдер, Кречмер (Sehilder, Kretschmer) и др. По их мнению, однако, краевые обла сти сознания, содержащие в себе не только интеллектуальные продукты (как напр., не ясные представления, смутные понятия), но также и аффективные состояния и влечения, могут, несмотря на их значительную уда ленность от фиксационной точки, обладать большим динамическим напряжением. Эти краевые зоны Шильдер называет «сферой» и целиком отождествляет ее с понятием пси хически-Б., оказывающего могущественное действие на все поведение человека и объяс няющего целый ряд психоневротических симптомов и психотических картин. В ка ком-либо ином смысле Шильдер психиче ски-Б. не признает. Между тем, наиболее не примиримые сторонники теории о психиче ски-Б. утверждают, что все забытые чело веком впечатления (сохранившие, однако, способность к воспроизведению при подхо дящих условиях) продолжают существовать в области Б . , оставаясь психическими в под линном смысле слова. Против такого воззре ния энергично восставал в свое время Вундт; он говорил, что все психич. процессы со знательны и что, следовательно, признавать психически-Б. значило бы признавать нечто психическое, которое в то же время не есть психическое. Несмотря на такое категори ческое суждение Вундта, целый ряд фактов, гл. образом психопат, порядка, заставляет научную мысль упорно возвращаться к по нятию о психически-Б., как о некоем совер шенно своеобразном состоянии, не совпа дающем с понятием смутного, не отчетливо го или сферического, по терминологииШильдера. Например, процессы творчества ука зывают на наличие какой-то предваритель ной обработки псих, материала, протекаю щей где-то за пределами сознания, при чем готовый вывод (творческий акт, открытие) неожиданно вспыхивает в такой момент, J o u r n a l of e x p e r i m e n t a l zoology, v . I I , X V I , X V I I , 1905, 1914; D о f 1 e 1 n F . , D a s U n s t e r b l i c h k e i t s p r o b l e m i m T i e r r e i c h , F r e i b u r g , 1913; K o r s c h e l t E . , L e b e n s d a u e r , A l t e r a u . T o d , J e n a , 1924 ( т а м ж е п о дробная литература). Н . Кольцов* когда сознательные мысли художника или ученого интенсивно сосредоточены на со вершенно других предметах. Очевидно (гово рят сторонники гипотезы о психически-Б.), где-то в глубине личности разыгрывались, наряду с сознательными, какие-то другие псих, процессы, способные дать такой же конечный результат (а может быть, даже больший), как и самая интенсивная созна тельная работа; иначе говоря, понятие о психическом шире, чем понятие о сознании. Точно также во время сомнамбулических приступов совершаются действия, не подот четные сознанию субъекта, для объяснения к-рых необходимо допустить рядом с «верх ним сознанием» еще какое-то другое, «ниж нее сознание», по терминологии Грассе (Grasset). К этой категории явлений отно сятся, напр., целые путешествия, совершае мые б-ными в том состоянии, к-рое франц. авторы обозначают термином «второе Я», или «двойное сознание» (double conscience). Аналогичные факты можно найти в литера туре о гипнозе. Все они получили деталь ную обработку в трудах П. Жане (Pierre Ja net), наиболее яркого представителя франц. психопатологич. школы, родоначальниками к-рой были Шарко и Рибо. Однако, Жане, говоря о псих, материале, способном отка лываться от сознательного Я и образовывать новое Я , лежащее вне сферы прежней лич ности, рассматривает этот процесс, во всех случаях без исключения, как явление пат. порядка или, по меньшей мере, как искус ственный продукт, создаваемый, напр., гип нотическим внушением. Дальнейшее раз витие теории Жане содержится в трудах американского психолога М. Принса (Morton Prince). На совершенно иной точке зрения стоят представители чисто физиологических школ. На вопрос, что делается с пережива ниями человека, когда последние подвер гаются временному забвению, физиологиче ская теория Б . утверждает, что эти пере живания просто-на-просто перестают суще ствовать как таковые; они остаются лишь в виде тех или иных изменений в нервной ткани, в виде следов, могущих (при доста точной интенсивности нервного процесса) вновь дать в результате психический акт. Такие явления, как подсознательное реше ние задач, внезапные открытия, истериче ские и сомнамбулические приступы и проч.* по этой теории, объясняются чисто нервны ми процессами. На такой точке зрения стоял Рибо, к ней всецело примыкают Мюнстерберг (Mttnsterberg) и вся русская ре флексологическая школа. Д л я Бехтерева процессы Б . «суть рефлексы, пути которых проложены в нервной системе мозга, но воспроизведение к-рых в данное время за висит от активной части личности, а потому эти рефлексы и остаются не подотчетными последней». К а к видно, эта теория целиком упраздняет весь вопрос о психически-Б, Совершенно своеобразное понимание Б . предлагает психоанализ Фрейда. Он разли чает два вида Б . : 1) забытый псих, материал, способный, однако, проникнуть в сознание (Bewusstseinsfahig)—это, по терминологии Фрейда, предсознательное (Vorbewusst, сокращ. Vb.), и 2) псих, материал, состоящий