
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
551 АФАЗИЯ 552 Goldstein). Монаков возражал против вся ких локализаций А . , рассматривая ее как результат диасхиза, фнкц. выключения речи вследствие любого мозгового очага. Пьер Мари (Pierre M a r i e , 1906 г.) отрицает классическую двигательную А . Б р о к а : *F не играет никакой роли в А.». Есть лишь одна А.—вследствие поражения области Вер нике. Только отсутствие внутренней речи (forme intrinseque) характеризует А . , к-рая есть не что иное, как расстройство интел лекта. Часто к ней присоединяется и рас стройство экспрессивной речи. Н о послед нее—не А . , а анартрия, и вызывается по ражением «лентикулярной зоны», т. е. четыреугольника, который ограничивается снаружи корой мозга, внутри—внутренней капсулой, а спереди и сзади границами островка. Следовательно, А . Б р о к а = А . Вернике+анартрия. Исключительное пора жение F вызывает анартрию (forme e x t r i n seque), близкую к субкортикальной дви гательной А . , к т. н. «чистой» А . П р и всей кажущейся стройности «ревизия» Пьера Мари встретила сильные возражения (Dej e r i n e , L i e p m a n n ) , особенно против поло жения о словесной глухоте при афазии Б р о к а и о характеристике афазии как расстройства интеллекта. Некоторые авто ры в отношении локализации шли еще дальше. Иендрашик (Jendrassik) полагал, что утерянные при А . «образы воспомина ния слов» (слуховые, зрительные, кинэстетические) имеют свой материальный суб страт для каждого слова в отдельной нервной клетке. Геншен (Henschen) путем кропотливого анализа многих сотен слу чаев А . , подвергшихся аутопсии, подтвер дил значение центра Б р о к а , центра письма в F , зрительного центра речи в gyrus angul a r i s , слухового в Т , наконец, центров для музыкальных и математических спо собностей (см. Акалькулия). t s 2 г Современное учение о миэло- и цитоархитектонике мозга говорит в пользу учения лям 41 та 42 по Бродману. Экономо с боль шими оговорками в ТС локализует вос приятие звуков вообще, в ТВ—понимание слов, в TA — осмышление слов, в ТА — музыкальный слух. Вокальная амузия вы зывается очагом в FDr по Экономо, але ксия, аграфия и акалькулия—очагом в gyrus angularis соответственно полю 39 по Брод ману или Рг по Экономо. Не обладая материалом о функции этих участков при норме, мы пока можем смотреть на них лишь как на центры афазии и только пред положительно как на центры речи. В последнее время Гед защищает точку зрения на афазию как на расстройство еди ного акта формулировки и пользования символами (symbolic f o r m u l a t i o n and ex pression), который не может быть разбит ни на моторную и сенсорную формы, ни на отдельные элементы в виде устной речи, письма или чтения. Каждый случай пред ставляет собой единую реакцию организма как целого на ненормальную ситуацию, вызванную заболеванием, нарушающим по следовательность течения сложных процес сов речевой («символической») формулиров ки (см. Аграммажизм). Исходя из наиболее существенных признаков клинической кар тины, Гед предложил свое чисто описа тельное деление афазических расстройств на-вербальную, синтактическую, номиналь ную и семантическую А . В е р б а л ь н ы е д е ф е к т ы , которые ближе всего подходят к А . Б р о к а классиков, вызывают с я очагом в нижней части центральных извилин и более глубоких частях. С и н т а к т и ч е с к а я А . , жаргонофазия: не умение пользоваться своим запасом слов; понимание речи слегка расстроено, труд но следить за разговором; письмо сохранено лучше; соответствует легким формам сен сорной А . классиков и вызывается очагом в височной извилине. Н о м и н а л ь н а я А . : незнание слов, неумение схватывать их значение, называть и показывать тре буемые предметы. Расстроено и «знание рядов» и понимание читанного. Повторение слов сохранено. Игра в карты, требующая большей «символической формулировки», расстроена, но игра в шашки или в домино возможна. Вызывается очагом близ gyrus angularis. С е м а н т и ч е с к а я А . ха рактеризуется потерей способности понять смысл слов, несмотря на то, что больной в состоянии говорить; он застревает в ме лочах; считать, узнавать цифры и моне ты он умеет, но производить арифметиче ские действия, играть в любые игры он не в состоянии. Очаг—в gyrus supramarginalis. t г Центры а ф а з и ч е с к и х расстройств: 1—аграфия; 2—центр Б р о к а ; 3—вокальная а м у з и я ; 4—му зыкальный с л у х ; 5—«понимание» слов; 6— «осмышление» слов (л и 6—центр Вернике); 7—алексия, а г р а ф и я , а к а л ь к у л и я (архитекто нический р и с у н о к по E c o n o m o ) . о локализации афазии. Грубая локализа ция по извилинам должна уступить теперь место локализации по цитоархитектоническим полям. Центр Б р о к а соответствует полю 44 по Бродману (Brodmann) и FCB по Экономо ( E c o n o m o ) , центр Вернике—по m Вопрос о классификации афазии не мо жет считаться разрешенным. Для практиче ских целей наиболее простым следует при знать деление на д в и г а,т е л ь н у ю А . (тип Б р о к а ) с очагом в F и с е н с о р н у ю А . (тип Вернике) с очагом в Т ж приле гающей теменной области. Практически важны еще а м н е с т и ч е с к а я афазия и специальные формы аграфии. 3 г Д и а г н о с т и ч е с к а я о ц е н к а отдельных комбинаций симптомов з а т р у д н я е т с я вследствие отсутствия точ ных методов и с с л е д о в а н и я А . Гед предлагает сле д у ю щ и е методы: 1 . У з н а в а н и е и "обозначение шести обыденных предметов ( к а р а н д а ш , к л ю ч , монета,