
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
54» АФАЗИЯ 550 резко выражена. Иногда больные понимают отдельные слова, даже простые фразы, но не схватывают длинных предложений. П р и этом почти всегда утеряна способность читать—т. н. алексия, или оптическая рече вая агнозия. Расстройство э к с п р е с с и в н о й р е ч и , которое можно рассматривать как апраксию речевого аппарата, обна руживается в двух видах: или больной го ворит много (логоррея), «без тормоза», но коверкает фразы и слова, взятые как бы из Чуждого языка (парафазия, жаргонофазия), или, наоборот, больной с трудом находит слова для выражения мыслей, или совершенно их не находит, доходя почти до словесной немоты (афемия). Ч а щ е , од нако, остаются отдельные обрывки фраз, слов, иногда отдельных слогов, стереотипно повторяемых с различной интонацией (т. н. «речевые остатки»). Иногда остаются те об рывки речи, которые больной произнес в мо мент заболевания. Иногда больному трудно пустить в ход свой аппарат речи, он про пускает слова, коверкает и х , по временам заикаясь. Послед, явление особенно часто в стадии восстановления речи. Нередко А . обнаруживается в виде аграмматизма, ино гда в виде амнестической А . Кроме алексии и аграфии, иногда наблюдаются амузия и акалькулия. У полиглотов иногда лучше сохраняется родной язык. Обычно при афа зии меньше всего страдает эмоциональная часть речи, т. н. музические элементы ее: интонация, ритм, темп. Сохранившимся сло вом или слогом больные умеют выражать всю гамму чувств, свою реакцию на данную ситуацию и т. п. Иногда афазики правильно употребляют слова во время пения или в момент сильного аффекта. Иногда афази ки представляют подтверждение правила Рибо(ШЬои): функции, позднее приобретен ные, страдают в большей степени. Клин, формы афазии естественнее всего делить на с е н с о р н у ю и мотор н у ю . При первой резко выражена рече вая глухота, логоррея, парафазия и Mtapгонофазия, алексия, аграфия. П р и второй понимание речи совершенно или почти не расстроено, но экспрессивная речь стано вится вполне или почти вполне невозмож ной. Иногда одинаково страдают самостоя тельная, произвольная речь, обозначение показываемых предметов или их свойств (цвет, размер), повторение слов, автома тическая речь («знание рядов» в виде ал фавита, счета цифр, заученных ф р а з , сти хотворений, дней недели и т. д.). Иногда, наоборот, больше страдает какая-нибудь одна из перечисленных функций; аграфия, алексия непостоянны. Значительное разнообразие клин, картин А . и важные вопросы топической диагности ки отдельных форм А . породили огромную литературу, в к-рой не легко разобраться без знания истории А . Учение о мозговых локализациях вообще связано с именем Галля ( G a l l , 1758—1828). Локализация ж е А. связана с именем франц. анатома и хи рурга Б р о к а (Вгоса), к-рый в 1861 г. впер вые демонстрировал мозг б-ного, страдавше го «афемией». В его левом полушарии ока зались большие изменения. Правда, еще до Б р о к а отец и сын Дакс учили о зна чении левого полушария для акта речи. Н о их теория была мало известна, и Б р о к а принадлежит честь первой ясной формули ровки картины А . и ее локализации в третьей лобной извилине ( F ) слева. И з современников Б р о к а особенно я р к о и о р и гинально обрисовал клиническую картину А . Джексон. Однако, влияние его на р а з витие учения об А . начинается только с 1914—1915 гг., благодаря работам Пика ( P i c k ) и Геда ( H e a d ) , вновь опубликовав шего старые работы Джексона. В 1874 г. Вернике открыл значение очагов в первой височной извилине ( Т ^ слева для потери понимания речи. Работами Кусмауля, Бастиана ( K u s s m a u l , B a s t i a n ) и др. были вы делены две формы А . : сенсорная и двига тельная. Однако, дальнейшее развитие уче ния об А . приняло хаотический (Гед) ха рактер, благодаря крайнему увлечению схе мами. И з них особенно прославились схемы Лихтгейма-Вернике ( L i c h t h e i m - W e r n i c k e ) . Оба центра речи соединяли линиями («пу тями») друг с другом, с центрами чтения и письма, с центрами проекционных, дви гательных и сенсорных путей и, наконец, с «высшим интеллектуальным центром». П о полученной таким образом геометрической фигуре конструировали разные клин, ф о р мы А . , смотря по месту перерыва соедини тельных путей или повреждения самих цен тров. Так возникло учение о кортикальных (поражение самих центров F или Т ), транс кортикальных и субкортикальных А . , не вполне отжившее и до сих п о р . П р и к о р т и к а л ь н о й двигательной А . (А. Б р о к а ) понимание речи сохра нено, экспрессивная речь равномерно за труднена во всех ее проявлениях; письмо и чтение более или менее страдают. П р и к о р т и к а л ь н о й с е н с о р н о й А. (А. Вернике) отмечаются плохое понимание речи, логоррея, жаргонофазия, расстрой ство чтения и письма. П р и субкор т и к а л ь н о й д в и г а т е л ь н о й А. имеется нарушение путей от центра Б р о к а к двигательным центрам мускулатуры речи в Са: расстроена только устная речь, иногда до «словесной немоты», чтение и письмо сохранены («чистая» моторная А . , или афемия). При с у б к о р т и к а л ь н о й с е н с о р н о й А.—перерыв путей от центра слуха к центру Вернике: стра дают только понимание речи, повторение слов и письмо под диктовку («чистая» сен сорная А . ) . Т р а н с к о р т и к а л ь н а я двигательная А.—перерыв путей от «центра понятия» к центру Б р о к а : стра дают произвольная речь и письмо при со хранившихся повторении слов, списыва нии и письме под диктовку. Т р а н с к о р т и к а л ь н а я с е н с о р н а я А.—не понимание речи, расстройство чтения и письма, парафазия при сохраненном по вторении слов и т. д. Различают еще п р о в о д н и к о в у ю А . вследствие перерыва путей между F^TH Т . П р и ней больше всего страдает повторение слов. Малая пригод-& ность этих схем для каждого случая А . и теоретичность конструкции дали повод к ряду критических работ ( F r e u d , M o n a k o w , T A Г Г •18