
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
547 АУТОЭРОТИЗМ 548 развитые надбровные дуги, широкий нос и толстые губы. Эта особенность может зави сеть и от повышенной деятельности придат ка мозга, но м. б. и А . , т. е. самостоятель ной особенностью скелета черепа (особен ность т. н. парциальной конституции). Тер мин А . употребляется также для характе ристики способа образования нек-рых мест ных изменений; например, А . тромб (см.), т. е. тромб, образовавшийся первоначально (в противоположность продолженному тром бу, образующемуся путем дальнейших на слоений); аутохтонный очаг кроветворения, т. е. самостоятельное местное развитие кро ветворной ткани. АУТО ЭРОТИЗМ (от греч. autos — сам и eros—любовь), сексуальное состояние при отсутствии внешнего объекта, возни кающее в собственном организме путем раздражения различных его частей, главным образом тех или иных слизистых оболочек— «эрогенных зон». А . в норме свойственен раннему детству. П о учению психоаналити ков, акты сосания материнской груди или сбски, дефекации, поглаживания себя и мн. другие имеют характер аутоэротических актов, соединенных иногда с настоящим оргазмом. Самое типичное проявление А . — мастурбация. П р и нормальных условиях А . сменяется гетероэротизмом, при котором сексуальные ощущения, эмоции и акты возникают только при наличии внешнего объекта, в норме—лица противоположного пола. Термин А . был предложен Гавелок Эллисом ( H a v e l l o c k E l l i s ) . Понятие об аутоэротизме занимает видное место в психо анализе Фрейда ( F r e u d ) . А У Э Р Б А Х А С П Л Е Т Е Н И Е , см. Вегетатив ная нервная система. АУЭРОВСКИЕ Г О Р Е Л К И , см. Горелки. А Ф А Г И Я (от греч. а—отрицат. частица и phagein—есть), одна из форм akinesiae algeгае, невозможность принимать пищу вслед ствие вызываемых этим болей. А Ф А З И Я (от греч. а — отрицат. частица и phasis—речь), расстройство речи, состоя щее в утрате способности пользоваться фразами и словами как средством выраже ния мыслей. А . необходимо отграничить от некоторых расстройств речи у душевно больных, к-рые иногда не пользуются рече вым аппаратом за отсутствием соответству ющих импульсов. Афазик же не в состоянии свой речевой импульс претворять в речь. Афазию надо, далее, отграничить от анартрии или дизартрии, вызываемой параличом мышц и нервов периферического аппарата речи. Последний при А . не страдает: остав шиеся в употреблении слова больные весь ма часто произносят правильно; кроме того, отдельные мышцы, участвующие в акте ре чи, функционируют правильно при всех дру гих актах, не связанных с речью (если не мешает присоединяющаяся иногда апраксия). Так, афазики в состоянии двигать язы ком, облизываться, целовать, жевать, гло тать, издавать звуки, свистать, кусать и т. д. У афазиков выпадает высшая функция, при водящая обычно периферический речевой аппарат в движение для выражения мыс лей. Последнее осуществляется при помощи особых условных знаков в виде фраз или слов, к-рые являются символами предме тов, действий, понятий. Так назыв. выра зительные движения (Дарвин) животных можно рассматривать как зачатки реакций речевого типа. Движения и позы, прини маемые животными при известных усло виях (подымающаяся грива, оскаливание зубов, ряд угрожающих поз), являясь реак циями на определенную обстановку, одно временно служат сигналами, условными р а з дражителями для других существ, живущих в «мире данного животного». В этих вы разительных, или сигнальных движениях большую роль играют звуковые реакции (лай, рев, мяуканье, ржанье, пение птиц, шипение змей и т. д.). Имея крупное био логическое значение для поддержания жиз ни и рода, они связаны с аффективными состояниями, характерными для инстинк тивных действий. Попытки открыть в сиг налах высших животных, напр., обезьян, членораздельные звуки пока не увенчались успехом. «Речь» попугая не есть речь в смысле данного выше определения. Также и детская речь на низшей ступени развития имеет ближайшее отношение к жизненно важным раздражителям. Мимические и голо совые реакции на питание, на изменения внешней темп, и на висцеральные раздра жения—те же рудименты речи с эмоциональ ным характером. Лишь в дальнейшем насту пает «интеллектуализация» речи. Сначала все обозначается словами собственного обра зования. Лишь постепенно эта более «кон кретная речь» начинает уступать место у с ловным символам, словам и фразам взрос лого. Вначале эта речь более проста, без грамматики и флексий, напоминая стиль первобытных народностей (например, негров или кафров). В патологических случаях мы без труда узнаем фило- и онтогенетически более старые формы речи с преобладанием эмотивности, с аграмматизмом, с обрывка ми слогов, с собственным словообразованием и т. д. С эволюционной точки зрения Джек сона (Jackson), в патологических случаях, при обратном развитии речи или при распа де речи, онто- и филогенетически более мо лодые функции ее выпадают раньше, вслед ствие чего обнаруживаются более старые функции, отличающиеся большей элемен тарностью и автоматичностью, но зато более прочной организованностью. В речи, как во всякой сигнализации, можно различать два элемента: один с х а рактером эффекторным, двигательным, цен тробежным (экспрессивная речь), другой— с характером рецепторным, сенсорным, цен тростремительным (понимание речи). Оба эти элемента тесно между собой связаны. Н о в пат, случаях они нередко& расстраи ваются б. или м. изолированно. Когда рас строено п о н и м а н и е р е ч и (сенсор ная А . , словесная, или&, лучше, речевая глу хота), б-ной, у которого аппарат слуха не пострадал и который поэтому восприни мает все звуки и шумы, не в состоянии диференцировать отдельные слова или фра зы. Он их воспринимает как незнакомые сигналы, как чуя-сдый язык. Сенсорная А . поэтому есть частный случай агнозии: аку стическая речевая агнозия. Не всегда она