Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Монюшко





(Moniuszko), Станислав, выдающийся польский композитор, род. 5 мая 1819 в дер. Убели (Минск. губ.), в имении отца-помещика, ум. 4 апр. 1872 в Варшаве. Уже в детстве М. имел возможность близко познакомиться с народной польской и литовской музыкой; музык. образование получил он сначала у матери, затем в Варшаве у Фрейера и в 1837–39 в Берлине у Рунгенгагена (композиция). В 1840 М. женился и, в виду стесненных обстоятельств отца, вынужден был поселиться в Вильне, в качестве органиста костела св. Яна и частного учителя музыки. Здесь M. прожил 18 лет, не теряя бодрости духа и создавая одно сочинения за другим, несмотря на то, что творчество его находило мало признания в местном обществе, музыкальный уровень которого был очень невысок (в Вильне не было даже постоянного хорового оркестра). В 1847 М. отправился в Варшаву, в надежде поставить там одну из написанных им опер, но тщетно. В 1849 он дал два концерта в СПБ.; концерты эти встречены были весьма сочувственно публикой (в том числе Глинкой и Даргомыжским) и не остались без влияния на позднейшую судьбу М. В 1858 М-е удалось, наконец, добиться постановки в Варшаве "Гальки" (двенадцать лет пролежавшей в его портфеле), после чего он приглашен был туда оперным дирижером (1858). Вскоре М. сделался также профессором гармонии в варшавском музык. институте; эти две должности он занимал до смерти, продолжая в то же время свою творческую деятельность. Сочинения М. относятся преимущественно к области вокальной музыки; он нередко пользуется для своих сочинений польскими и литовскими, а иногда и малороссийскими народными песнями. Музыка его не всегда отличается силой и широким развитием основных мыслей, но она привлекает теплотой, ясностью формы и изяществом отделки. После Шопена М. является, несомненно. крупнейшим из польских композиторов; лучшие оперы его и в настоящее время не сходят с польских оперных сцен, "Галька" же пользуется большой популярностью и на русских сценах. Произведения М.: А. Для сцены. Оперы: "Лоттерея" "Новый дон-Кихот", "Идеал", "Бетти", "Цыгане", "Галька" (1846–48), "Графиня", "Verbum nobile", "Рокичана", "Замок привидений" ("Straszny Dwór"), "Явнута", "Пария", "Flis", "Веата" (1872) и др. (в том числе и оперетты), всего 22 NoNo; кроме того 3 балета. В. Кантаты: "Krumine", "Madonna", "Milda" (СПБ. 1849), "Nijola", "Pani Twardowska", "Widma", "Элегия"; "8 крымских сонетов" (хор с орк.). С. Духовная музыка: 5 месс, 4 литании ("Остробрамская"), 2 реквиема и др. (всего 37 вещей); D. Музыка к шести драмам ("Гамлет", "Виндзорския кумушки"), и двум мелодрамам; Е. Пьесы для оркестра (7); F. Мелкия пьесы для фп., пения (более 80 романсов) и др. G. Учебник гармонии ("Pamiętmk do nauki harmonii"). Биография M. написана Д. Валицким (1873, по польски). При варшавском музык. об-ве образована "Секция имени М.", издавшая уже целый ряд оркестровых пьес, опер и других сочинений М. Новая биография его издана В. Вильчинским (СПБ., 1900, в серии "Życiorysy sławnych polaków"); Ńм. также статью Г. Пахульского о М. в книге "Биографии композиторов" (Москва, 1904).

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia