Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Канцона





(итал. Canzone, Canzonetta, фр. Chanson [произн. шансон.] "песня") – 1) в 15–16-м веке так назывались преимущественно светские пьесы для многоголосного пения, фактура которых была несложна и приближалась к народной песне; таким образом различались Canzoni Napoletane, Siciliane, Prancese и пр. В Германии подобные композиции назывались тогда "frische teutsche Liedlein", "Gassenhawerlin" и пр. К категории к. принадлежат также "Villota" и "Villanella" (См.), но только стиль последних был еще проще (нота против ноты с слабым движением в средних голосах, – скорее гармонический стиль). Художественная обработка Chanson, – в форме, которая и для нашего времени могла бы еще представить интерес, – восходит к началу 15-го века (Дёнстэпль, Лантанс, Беншуа, Дюфэ); Chanson того времени преимущественно 3-голосная, часто с различным текстом в каждом голосе, на подобие старинных мотетов. Срв. "Rondellus". Из всех произведений эпохи строго-полифонного стиля, сочинения этого рода наиболее близки современному вкусу, так как они отчетливо расчленены и составлены из периодовидных образований, которые соответствуют строфам, составленным преимущественно из коротких строчек. Франкон (около 1225) при перечислении художественных форм своего времени, уже упоминает прежде всего о Chanson (которую он назыв. Cantilena), а живший на 100 лет раньше его Иоанн де Мурис (Normannus) рассказывает, что в его время просто написанные Cantilenae пользовались большими симпатиями; это первые сообщения о к. Корень к. лежит в народной песне (танцевальной песне); возможно, что уже песни "трубадуров" (См.) содействовали облагорожению не только текста, но и мелодий. Тенор наиболее старинных chansons представляет собой часто простую мелодию с ровным, простым ритмом, к которой остальные голоса образуют искусные контрапункты. В Италии вплоть до 16-го века стиль танцевальной песни отличался первобытностью, чтобы не сказать грубостью. Срв. "Frottola". В настоящее время французские chansons и итальянские канцонетты пишутся снова больше для одного голоса (с инструментальным сопровождением); но характер их остался прежний. Свежая, соответствующая национальному характеру, ритмика выгодно отличает их от слащавого Romance. Новейшая, облагороженная художественная песня называется иногда и во Франции немецким словом lied, множеств. lieder; тогда как в России для такого рода произведений получило право гражданства французское слово "романс", (См.). – 2) В инструмент. музыке название к. встречается впервые у обоих "Габриели" [cм.] ("Canzoni alla francese per l'organo" 1571), следовательно является уже подражанием вокальным сочинениям (это заметно еще на органных к-х Себ. Баха); однако вскоре название это переносится и на композиции для нескольких инструментов (скрипки и пр.) и становится затем вполне однозначащим с сонатой. Срв. "Инструментальная музыка" и "Соната". В новейшей инструментальной музыке также можно встретить названия к. и канцонетта; здесь они имеют значение "песен без слов".

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia