
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЮРИ характер деятельности Ю.л. Ю.л. прекращается путем его реорганизации или ликвидации. ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО – субъективное право, определенная законом мера возможного поведения участника конкретного правоотношения – носителя этого права. ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВИДЫ – см. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОСНОВАНИЕ – см. ОСНОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. ЮРИСДИКЦИЯ (лат. jurisdictio – суд, судопроизводство, от jus – право и dictio – произнесение) – установленная законом или иным нормативным актом совокупность полномочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т.е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности, принимать к правонарушителям юридические санкции. Ю. определяется в зависимости от вида и характера разрешаемых дел (преступления и проступки, имущественные споры и т.д.), территориальной их принадлежности, от участвующих в деле лиц. Специальными органами Ю. являются суды, арбитражные суды, уполномоченные административные органы. Под Ю. понимается тж. сфера отношений, на которую распространяются характеризуемые выше правомочия. ЮРИСДИКЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ – см. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ. ЮРИСДИКЦИЯ ГОСУДАРСТВА – права судебных и административных органов государства по рассмотрению и разрешению дел в соответствии с их компетенцией. В международном праве различают территориальную и личную (национальную) юрисдикцию. Под территориальной понимается такая Ю.г., которая осуществляется в пределах определенной территории. В пределах своей территории государство осуществляет полную юрисдикцию, за исключением тех случаев, когда соответствующими международными соглашениями предусматривается иное. Ограниченная целевая юрисдикция осуществляется государством в пределах его континентального шельфа и экономической зоны. Личная (национальная) юрисдикция осуществляется государством в отношении своих граждан, находящихся за пределами его территории, например, в открытом море, в Антарктике. В случаях, предусмотренных национальным законодательством, Ю.г. может распространяться на граждан этого государства и тогда, когда они находятся на иностранной территории, но осуществляться эта юрисдикция может только на территории своего государства, если иное не предусмотрено международным соглашением. В случаях существования конкурирующих юрисдикций вопрос о применении юрисдикции того или иного государства решается на основании соответствующих международных договоров или международно-правовых обычаев. ЮРИСДИКЦИЯ ГОСУДАРСТВА НАД ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ – полномочия судебных и административных органов государства решать дела о правонарушениях, связанных с воздушными судами или действиями на борту этих судов. Различают три основных принципа юрисдикции в отношении действий на борту воздушного судна: территориальный, или принцип применимости закона государства, на территории которого находится воздушное судно, национальный, или принцип применимости закона государства регистрации воздушного судна, смешанный, или комбинированный, объединяющий в той или иной мере оба вышеизложенных принципа. Воздушные суда, пролетающие над открытым морем, находятся под национальной юрисдикцией. Воздушные суда, совершившие посадку на иностранной территории, подпадают под юрисдикцию государства посадки. К воздушным судам, находящимся в воздушном пространстве иностранного государства, может быть применена юрисдикция этого государства или государства регистрации воздушного судна. Ю.г.н.в.с. подразделяется на уголовную и гражданскую и регламентируется нормами внутреннего и международного права. Отдельные нормы международного права относительно Ю.г.н.в.с. содержатся в Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г., Римской конвенции о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности 1952 г., Токийской конвенции о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна 1963 г., Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. и др. В соответствии с российским законодательством и с учетом международных договоров РФ на российские гражданские воздушные суда распространяется юрисдикция РФ, когда они находятся в пределах российской территории или в международном воздушном пространстве. На территории иностранных государств на российские воздушные суда распространяется действие Воздушного кодекса РФ, если законы страны пребывания воздушного судна не требуют иного. ЮРИСДИКЦИЯ ГОСУДАРСТВА НАД КОСМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ – полномочия судебных и административных органов государства решать правовые вопросы, связанные со статусом космического объекта и действиями на борту такого объекта. Эти полномочия принадлежат органам того государства, в регистр которого занесен данный объект. Согласно ст. VIII Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. «государство – участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле». Из этого положения вытекает, что при нахождении в пределах территории иностранного государства космический объект может подчиняться либо юрисдикции органов государства регистрации, либо юрисдикции государства местонахождения. Согласно российской концепции, государственное имущество, каковым являются все запускаемые в РФ космические объекты, пользуется иммунитетом от иностранной юрисдикции. По аналогии с морскими и воздушными судами космические объекты, находящиеся на поверхности Земли за пределами территориальной юрисдикции к.-л. государства, подчиняются юрисдикции органов государства национальности, т.е. государства регистрации. Государство, не являющееся участником договора 1967 г., тж., очевидно, сохраняет юрисдикцию своих органов в отношении космических объектов, находящихся в космическом пространстве, на небесных телах или на поверхности Земли за пределами чьей-либо территориальной юрисдикции. Однако если к.-л. космический объект не занесен в регистр к.-л. государства, то вопрос о юрисдикции над ним остается открытым. ЮРИСДИКЦИЯ ГОСУДАРСТВА НАД МОРСКИМИ СУДАМИ – совокупность правомочий судебных и административных органов государства решать правовые вопросы, связанные с деятельностью морских судов. В условиях множественности режимов морских пространств Ю.г.н.м.с. не одинакова в различных частях Мирового океана. В зависимости от международно-правового режима морского пространства юрисдикцию в отношении морского судна может осуществлять как государство флага судна (в силу своего суверенитета), так и какое-либо иное государство, в частности, соответствующее прибрежное государство - 950 -