
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
НАЦ маются различной специализированной деятельностью, включая финансирование экспорта и лизинг. Благодаря возросшему стремлению коммерческих банков обеспечивать средне- и долгосрочные потребности компаний и иных организаций в капитале, инвестиционная деятельность банков резко усилилась. В дополнение к традиционным инвестиционным банкам появились новые филиалы и отделившиеся самостоятельные учреждения, находящиеся в собственности или под контролем различных акционеров. Инвестиционная банковская деятельность наиболее развита на Дальнем Востоке, в Европе и Северной Америке. Главными центрами инвестиционных банковских операций являются Лондон и Нью-Йорк. Одним из самых заметных событий в развитии банковской деятельности стал рост числа офшорных банков, т.е. банков, находящихся за границей и выведенных изпод национального регулирования. Офшорные банки регистрируются в тех немногих уголках земного шара, где в целях создания благоприятных условий для филиалов крупнейших банков мира налогообложение и законодательные ограничения сведены к минимуму. В число стран с хорошо развитой офшорной банковской структурой входят США (штаты Нью-Йорк и Делавэр), Великобритания (остров Мэн, Нормандские и Каймановы острова), Багамские острова, Бахрейн и Панама. Их появление объясняется не только желанием воспользоваться отсутствием налогообложения и регулирования, но и стремлением привлечь избыточные средства соседей – членов Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Одна из связанных с офшорными банками проблем заключается в том, что отсутствие контроля за их операциями может способствовать различного рода злоупотреблениям. Некоторые виды кредитов предоставляются также банками развития, инвестиционными трестами, компаниями финансирования продаж, компаниями по обслуживанию кредитных карточек, факторинговыми и лизинговыми компаниями и другими специализированными учреждениями. Банки развития, обычно находящиеся в собственности и под управлением государства, учреждались во многих странах «третьего мира» с целью участия в финансировании индустриализации – строительства сталелитейных заводов, электростанций и т.п. Их средства формируются за счет налоговых поступлений, продажи облигаций национальным и зарубежным частным инвесторам и кредитов Международного банка реконструкции и развития (Мирового банка) или связанных с ним учреждений. В 1960–1970-х годах группы коммерческих банков из промышленно развитых стран создали ряд финансовых учреждений, в функции которых входило содействие инвестициям в страны «третьего мира». Деятельность многих из них ориентирована только на одну страну. Кроме того, были учреждены организации, обслуживающие, соответственно, Африку, Азию и Латинскую Америку. Во всех странах в той или иной форме существует самое важное банковское учреждение – центральный банк. Такие банки имеют дело не с населением и частными фирмами, а с другими банками. Их деятельность заключается в эмиссии денег и контроле за денежной массой, процентными ставками и операциями с иностранной валютой. Важное значение имеет контроль над денежной массой. Основным способом, обычно используемым центральным банком для контроля денежной массы, является покупка или продажа государственных ценных бумаг. Когда центральный банк покупает у дилеров рынка облигаций ценные бумаги, он оплачивает их чеками, которые дилеры затем депонируют в банках. Таким образом, покупая ценные бумаги, центральный банк накачивает в банковскую систему деньги. Напротив, когда он продает ценные бумаги, то получает чеки, которые не депонирует ни в каком другом банке. Следовательно, при продаже ценных бумаг центральный банк изымает из банковской системы деньги. Осуществляя контроль за денежной массой, центральный банк может также менять процентную ставку по своим кредитам другим банкам либо увеличивать или уменьшать размер обязательных банковских резервов, устанавливаемый в процентах от привлеченных депозитов. Снижение процентной ставки или резервных требований расширяет кредитные возможности банков и, следовательно, увеличивает денежную массу, находящуюся в обращении. Напротив, повышение процентной ставки или резервных требований ведет к сокращению кредитных возможностей банков. Кроме всего прочего, центральные банки могут стремиться и к контролю за использованием денег. В этой своей функции они могут рекомендовать банкам воздерживаться от выдачи некоторых видов ссуд и, напротив, предоставлять другие виды, а также могут устанавливать величину первоначальных взносов и сроки погашения потребительских и ипотечных ссуд и размеры гарантийных депозитов (нормативная маржа) при покупке ценных бумаг в кредит. Старейшими центральными банками в Европе являются шведский «Сверигес риксбанк», основанный в 1656, и Банк Англии, учрежденный в 1694. Со временем появились другие центральные банки, включая Федеральную резервную систему США (U.S. Federal Reserve System), образованную на основании федерального закона в 1913. В большинстве стран центральные банки принадлежат государству, а все высшие руководители этих банков назначаются правительством. В США Федеральная резервная система находится в собственности частных банков, являющихся ее членами. Однако Совет управляющих ФРС состоит из людей, назначенных президентом по рекомендации и с согласия Сената. Центральные банки ведущих промышленно развитых стран в 1930 создали свой центральный банк – Банк международных расчетов (Bank for International Settlements) в Базеле (Швейцария). Кроме того, большинство стран являются членами разместившегося в Вашингтоне Международного валютного фонда (МВФ, IMF), и представители их центральных банков присутствуют на ежегодных встречах и совещаниях, проводимых этой организацией. Основная цель МВФ состоит в стабилизации международной валютной системы, что достигается путем формирования им международных валютных резервов. Правительства стран – членов МВФ могут заимствовать из этих резервов средства для смягчения временных дефицитов платежных балансов. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК – 1) банк, зарегистрированный в данном государстве в противоположность иностранным банкам; 2) название коммерческих банков США, деятельность которых регулируется федеральным законодательством; 3) в некоторых странах название центральных банков; 4) в РФ – название территориальных учреждений Банка России в республиках в составе РФ. Как и другие территориальные учреждения Банка России, Н.б. не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а тж. выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров Банка России. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНКОВСКИЙ СОВЕТ – консультативно-совещательный орган при Банке России, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а тж. экспертов. Председателем Н.б.с. является Председатель Банка России. В состав Н.б.с. входят по два представителя от палат Федерального Собрания РФ, по одному представителю от Президента РФ и Правительства РФ, а тж. министр финансов РФ и министр экономики РФ. Остальные члены Н.б.с. назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Численность Н.б.с. не превышает 15 человек. Заседания Н.б.с. проходят не реже, чем один раз в три месяца. Н.б.с. выполняет следующие функции: рассматривает концепцию совершенствования банковской системы РФ; рассматривает проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, дает по ним заключения и анализирует итоги их выполнения; осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в - 486 -