
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
МЕЖ новесие между экспортом и импортом требуется поддерживать не для отдельных пар стран, а между каждой страной и всем остальным миром. Доходы страны от экспорта и ее расходы на оплату импорта отражаются в торговом балансе. В балансе показываются также поступления от реализованных за рубежом услуг и платежи за полученные там услуги, например, расчеты за транспорт или страхование, переводы денежных средств, являющиеся доходом от зарубежных инвестиций. Некоторые страны, например Великобритания, обычно расходуют на закупки импортных товаров больше средств, чем получают от экспорта своих товаров, однако дефицит их товарной торговли компенсируется доходами от услуг, оказанных иностранцам, и репатриацией прибылей от зарубежных инвестиций. Вместе с тем другие страны, например Бразилия, могут иногда получать от экспорта товаров больше, чем расходуют на импорт, однако их активное сальдо в торговле товарами всего лишь компенсирует дефицит в торговле услугами и вывоз полученных иностранцами прибылей. Помимо торговли товарами и услугами, а также перевода доходов от зарубежных инвестиций, на платежный баланс страны оказывают влияние еще два фактора. Это, во-первых, безвозвратные переводы денежных средств, или дары, когда одно государство предоставляет деньги другому или когда работающие за рубежом люди, например турки в Германии, отсылают часть своих доходов семьям на родину. Второй и более распространенный фактор – это переводы капитала в форме займов или инвестиций. Некоторые страны компенсируют дефицит в торговле товарами и услугами за счет полученных из-за рубежа займов и инвестиций. Когда страна испытывает дефицит платежного баланса, ее резервы – запасы золота и иностранной валюты, необходимые для оплаты зарубежных закупок, – сокращаются; когда платежный баланс страны имеет активное сальдо, ее золотовалютные резервы увеличиваются. М.т., как правило, требует большего вмешательства государства, нежели внутренняя торговля. Государство может способствовать увеличению объема экспорта путем интервенций на валютном рынке, понижая обменный курс собственной валюты. Подобные девальвации национальной валюты способны также оказывать сдерживающее влияние на импорт. Кроме того, государство может непосредственно контролировать объем импорта, ограничивая или даже запрещая покупку иностранной валюты. Если государство мало вмешивается в М.т., ограничиваясь правовым регулированием и заботой о золотовалютных резервах, это называется политикой свободной торговли. «Протекционизм» же представляет собой попытку государства ограничить импорт путем его удорожания в результате введения особых налогов, или пошлин, называемых «тарифом», введения лимитов на количество ввозимых товаров («импортных квот») или регулирования обмена национальной валюты на иностранные различными методами «валютного контроля». Иногда государства заключают особые соглашения по М.т. Группу стран, отменивших все тарифы в торговле между собой, но не принявших единых тарифов в торговле с отсталыми странами, называют зоной свободной торговли. «Таможенный союз» представляет собой группу стран, которые не только отказались от тарифов в торговле между собой, но и ввели общий тариф в отношении других стран. Оба этих типа интеграции действенно способствуют развитию торговли, если в результате устранения внутренних тарифов производство в рамках данной группы стран перераспределяется в пользу поставщиков с меньшими издержками. Однако, если из торговли, просто по причине введения общего внешнего тарифа, вытесняются производящие более дешевую продукцию поставщики из остальных стран, результатом интеграции становится всего лишь перераспределение товарных потоков. Таможенный союз повышает эффективность распределения ресурсов и увеличивает экономию на масштабах производства, если улучшению этих показателей действительно мешало наличие тарифов в торговле между соответствующими странами. Однако таможенный союз способен привести и к искажению спроса и предложения по отдельным продуктам. Кроме того, таможенные союзы сами по себе не стимулируют конкуренцию между производителями внутри союза и не способствуют распространению экономического роста из одной страны в другую. В М.т. ведущую роль играют промышленно развитые страны Северной Америки и Западной Европы, Япония, Израиль, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка. На эти страны приходится значительная часть мирового производства товаров и услуг и большая часть выпуска товаров массового производства. Около 80% экспорта из промышленно развитых стран направляется на рынки других промышленно развитых стран; более 70% экспорта из развивающихся стран также поступает на рынки развитых стран. Очень крупные страны удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет внутреннего производства; объем внешней торговли в сравнении с объемом производства в США и странах бывшего СССР невелик. Однако влияние США на М.т. весьма существенно ввиду огромного объема производства товаров и услуг. В странах со средним по численности населением, таких, как Великобритания, Франция, Япония, Германия и Италия, объем внешней торговли составляет от 10% до 20% совокупного производства (т.е. стоимости валового национального продукта); в малых странах типа Нидерландов, Бельгии, Чехии и Венгрии этот показатель достигает 40%. Доля первичных продуктов в совокупной стоимости М.т. упала с 60% в 1913 до менее 40% в 1975. В 1993 году 78% мирового экспорта приходилось на продукцию обрабатывающей промышленности, 9% – на минеральное топливо и родственные материалы, 9% составляли продукты питания, напитки и табак и 4% – сырье (исключая энергоносители). Около трети всех первичных продуктов, реализуемых на мировом рынке, до сих пор поступает из промышленно развитых стран. Некоторые из первичных продуктов, участвующих в международной торговле, отличаются высокой степенью стандартизации и нередко подразделяются на категории по типу или качеству. Такие товары могут продаваться и покупаться на товарных биржах в Чикаго, Лондоне или Нью-Йорке без предварительного осмотра и находиться в момент купли-продажи где-нибудь в пути. Другие товары, преимущественно продукция обрабатывающей промышленности, сильно варьируют как по качеству, так и по дизайну. Поскольку эта продукция не отличается высокой степенью стандартизации, цена не может служить основным ориентиром для покупателей. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ – акты добрососедства, дружелюбия, гостеприимства, подчеркнутого уважения, упразднения формальностей, предоставления льгот, привилегий и услуг иностранным государствам и их гражданам не в силу требований международно-правовых норм, а по доброй воле государства, оказывающего М.в. Акты М.в. не обязательно влекут аналогичные ответные действия и не сопровождаются требованиями взаимности. Прекращение тех или иных из них не обязательно является недружелюбным действием и не может служить основанием для возникновения международной ответственности. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВОЗДУШНАЯ ЛИНИЯ – воздушный путь между двумя или более государствами, по которому определенное авиатранспортное предприятие осуществляет регулярные полеты в коммерческих целях. Каждое авиатранспортное предприятие открывает свои М.в.л. по международным маршрутам (трассам). Право на открытие М.в.л. предоставляется авиапредприятию по межгосударственному соглашению о воздушном сообщении, как правило, на взаимной основе. Термин «М.в.л.» иногда употребляется в значении «авиатранспортное предприятие, эксплуатирующее международную воздушную линию». См. тж. РЕГУЛЯРНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВОЗДУШНАЯ ПЕРЕВОЗКА – всякая перевозка, осуществляемая на воздушных судах, при которой место отправления и место назначения, независи- - 414 -