Венгерская музыка
. Ввиду того, что в последнее время написано большое количество крупных и мелких произведений инструментальной музыки, к которым приложено название "венгерских", необходимо дать хотя приблизительное определение того, что понимают под этим слоом. Точное определение невозможно в данном случае уже потому, что музыка в Венгрии нисколько не защищена от вторжения чуждых ей элементов. Общие характерные черты в. м. свобода и разнообразие ритма; утонченная изукрашенность мелодий посредством форшлагов, мордентов, шлейферов, группетто, аншлагов и пр.; еще большее слияние мажора и минора, чем даже в современном миноре (основанном на так называемой минорной гармонической гамме). Не следует упускать из вида, что в. м. в своем нынешнем свободном виде обязана происхождением не какому-либо измышлению или капризу, а законченному процессу естественного развития; таким образом, по ней до некоторой степени можно составить себе представление о картине расцвета древнегреческой или арабской музыки и пр. Музыка венгерцев, в значительной степени совпадающая См. "цыган", прежде была не многоголосной, а одноголосной, и при том по крайней мере до последнего времени сольной, т.е. один голос господствовал, а остальные играли подчиненную роль сопровождающих инструментов. Этим объясняется неподвижность и мелодическая бедность басов, а также частые тремоло при богатой движением мелодии главного голоса. Развитие ритмики в музыке цыган не задерживалось, как это было в западной художественной музыке, строгими правилами (контрапункт), точно также как ее мелодика не была стеснена догмой (церковные лады). В то время как западная художественная инструментальная музыка развивалась главным образом на почве церковной вокальной музыки и только постепенно приобретала подвижность и ритмическое разнообразие, которыми вероятно уже обладала одноголосная инструментальная музыка начала средних веков, инструментальная музыка цыган и других близких к природе народов продолжала естественно и самостоятельно развиваться, заимствуя у западного музык. искусства только то, что могла ассимилировать без вреда для себя. Этим же может быть объяснено сходство музыки всех народов, которые стояли в стороне от развития западного музык. искусства; мы находим те же или во всяком случае очень сходные ритмические особенности у шотландских горцев, норвежцев, русских и пр. Тема эта очень интересна и могла бы дать материал для объемистой монографии. Здесь же приведем еще только отдельные особенности, свойственные в. м., в том виде, как находим их у Шуберта, Брамса и других, старых и новых композиторов. Очень часто встречаются в в. м. синкопы (даже и в мелодий), перемены тактового размера, а также темы, состоящая из 3, 6 (5, 7) тактов вместо 2, 4, 8. Ритмический мотив в начале тяжелого такта весьма обычен; тяжелое (сильное) время такта часто скрадывается также посредством короткой паузы. Особенно характерны группетто-образные украшения заключительной ноты: Часто пробовали составить "венгерскую гамму" или "гамму цыганской музыки", минорную гамму с вводным тоном к квинте (b); правильнее было бы нотировать ее в смысле чистого минора (См. "минорный cтрой"), от минорного главного тона до минорн. главн. тона (с):*** Введение fis вместо f имеет то же основание, что и введение h вместо b, стремление добиться вводного отношения (диатонического полутона) между двумя соседними тонами. Этой гамме свойственны увеличенные секстаккорды (d), Конечно, подобная гамма имеет также мало принципиального значения, как хотя бы гамма минорно-мажорная Гауптмана или наша обыкновенная смешанная минорная (мажорно-минорная); тем не менее она может объяснить нам смысл многих разнообразных гамм, напр. у арабов.