Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Риман Г. Музыкальный словарь..."

Бас





(ит. Basso, фр. Basse, нем. Bass), 1) самый низкий из видов человеческого голоса. Б. подразделяется на низкий (второй) и высокий (первый, басовый баритон, См. "Баритон"). Объем б. простирается обыкновенно от F до f'; низкий б. обладает еще несколькими более низкими нотами, доходящими иногда до B контр-октавы (1В) и еще ниже; высокий б. не заходит так далеко вниз (обыкновен. до А). Вверху границы обоих почти совпадают и расходятся самое большее на 1–1 1/2 тона (низкий доходит только до одночертного es', а высокий до fis'). В отношении к звуковой окраске различают бас "serio", с полным и мощным тембром и бас "buffo", обыкновенно менее благородный и сравнительно жесткий по тембру, но более гибкий и подвижный. – 2) Инструменты, исполняющие самые низкие инструментальные партии, называются также басами. Так в Германии (как и в России) "контрабас" (См.) в настоящее время зачастую называют просто б.; прежде, наоборот, этим именем называли "виолончель" (См.). Под Bassi (басы) подразумеваются виолончели и контрабасы вместе; а под выражением духовой бас (Harmoniebass) – басовый инструмент духового оркестра (фагот, тромбон, басовая туба, геликон и пр.). – 3) Нижний голос в композиции (срв. "Базис"), являющейся опорой, основой гармонии, и как таковой отличающийся некоторыми особенностями "голосоведения" (См.). В строго имитационном стиле, в котором во всех голосах проводится одинаковый мотив, не существует поэтому настоящего басового голоса в вышесказанном смысле, хотя и там, в интересах формального построения неминуемо приходится обращать особое внимание на б. (шаги на кварту и квинту в каденциях). Самые древние указания на правила ведения настоящего басоваго голоса встречаются у Вильгельма Монаха (Gulielmus Monachus, ок. 1450). Неправильно было бы поэтому утверждать, что особое басовое голосоведение было изобретено только в эпоху появления гомофонного стиля монодистов (около 1600), уже после вытеснения полифонного стиля 15-го и 16-го века; преобладание имитационного стиля лишь временно отодвинуло на задний план пользование басом, как фундаментом. Склонность басового голоса к движению более длинными нотами можно проследить уже в 10-м веке (Organum). Помещение "основных тонов" в б. уже в течении всего 16-го века было специально-характерным явлением для танцевальных пьес и "виланелл" (См.), стиль которых отличался более простым складом и пренебрежением к правилам, запрещавшим параллельные квинты и октавы. – 4) В сочетании с названиями инструментов (напр. б. – кларнет, б. – тромбон, басовая труба, Basse de Viole, Basse de Cromorne и пр.) б. обозначает низкий регистр инструмента (срв. обыкновенные названия этих инструментов). В органе прибавка б. указывает на то, что голос принадлежит к педали; напр. Gemshornbass и т.д.

Еще в энциклопедиях