* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЭЙРЕНА
каторского труда, подвергшего литературной обработке огромный фольклорный материал, иногда очень древнего происхождения. Первым издателем басен Эзопа был Деметрий Фалерский. Их стихотворные переложения создали римский поэт Федр (I в. н. э.) и Бабрий (II в. н. э.). Отличительными особенностями басен Эзопа являются простота, краткость; обычно имеется мораль, помещенная либо в конец, либо — реже — в начало произведения. Выражение «эзопов язык», означающее иносказание, стало крылатым. Е. С. ЭЙРЕНА, И р е н а, И р и н а (греч. «мир»). Второстепенное божество древнегреческой религии, персонификация мира, одна из трех гор, детей Зевса и Фемиды. В древнейшие времена Эйрена не имела своего культа и не упоминалась в мифах, и лишь с сер. V в. до н. э. становится популярной в связи с частыми войнами. В 374 до н. э. ей был воздвигнут алтарь на Афинской агоре. Известна статуя Эйрены работы Кефисодота Старшего. Эйрена изображалась молодой женщиной, с рогом изобилия, оливковой ветвью или с колосьями. Е. С. ЭЙСАНГЕЛИЯ, и с а н г е л и я (греч. «оповещение»). В демократических Афинах тип политического процесса, возбуждаемый жалобой против того или иного лица в совершении особо тяжкого государственного преступления (напр., измены). Эйсангелию, ввиду ее чрезвычайного характера, могли рассматривать не только коллегии гелиэи, но также Совет Пятисот или экклесия. Обвиняемый мог быть приговорен к смертной казни. Эйсангелия, получившая распространение с кон. V в. до н. э., была важным средством политической борьбы. И. С. ЭЙСФОРА (греч. «взнос»). Чрезвычайный налог, взыскивавшийся в Афинах с граждан, обычно в военное время. Впервые эйсфора зафиксирована в годы Пелопоннесской войны; в IV в. до н. э. она стала взиматься значительно чаще. Для большей эффективности сбора была введена система симморий, богатейшие члены которых вносили всю сумму эйсфоры предварительно (проэйсфора), а затем собирали ее с менее состоятельных партнеров. И. С. ЭККЛЕСИЯ. Название народного собрания в Афинах. По мере становления демократического афинского полиса (начиная с реформ Солона) политическая роль экклесии постоянно возрастала. После реформ Клисфена, в V–IV вв. до н. э., в эпоху классической афинской демократии, экклесия была высшим, почти ничем не ограниченным органом власти; она сконцентрировала в своих руках всю полноту законодательной власти, верховный контроль над исполнительной властью и ряд функций судебной власти. Экклесия охватывала весь круг афинских граждан (совершеннолетних лиц мужского пола, обладающих гражданскими правами). Она
756