* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
СКОЛИИ
СКОЛИИ (ед. ч. — сколий; греч. «кривой»). Короткие застольные песни, воспевающие радости жизни. Название произошло от обычая поочередного исполнения импровизированных песен участниками пира, которые при этом передавали друг другу в определенном «кривом» порядке миртовую ветку. Е. С. СКОПАС (ок. сер. IV в. до н. э.). Скульптор и архитектор. Один из виднейших представителей поздней классики. Родом с Пароса (Киклады). Свои произведения исполнял преимущественно в мраморе. Ок. 350 до н. э. наряду с Леохаром, Тимофеем и Бриаксидом работал над рельефами Мавзолея в Галикарнасе; здесь им были созданы рельефы восточной стороны. После этого выступил как архитектор храма Афины Алей в Тегее и автор скульптурных композиций, украшавших его фронтоны. Мраморной «Менаде» Скопаса, статуе, представлявшей вакханку в экстатическом танце, посвящен ряд эпиграмм и одно прозаическое описание у Каллистрата. Уменьшенную копию с нее обычно усматривают в сильно поврежденной статуе дрезденского Альбертинума. Увязывание с творчеством Скопаса «??eca Лу??eca довизи» (Рим и Мюнхен) и «Геракла Лэнсдаун» (Лондон) вызывает споры. В искусстве IV в. до н. э. Скопас занимает особое место. Созданные им образы отмечены такими страстью и динамикой, какие были чужды другим выдающимся скульпторам того времени. В его статуях лица приобретают самостоятельную выразительность, а корпус и шея — неведомую им раньше гибкость; классический хиазм резко усиливается, превращаясь в винтообразное движение. Этим Скопас предвосхитил развитие скульптуры в эллинистическом искусстве, особенно творчество мастеров родосской школы скульптуры. Л. Т. СКОПЕЛОС. Остров в северо-западной части Эгейского моря, принадлежащий к группе Северных Спорад. До эпохи эллинизма носил название Пепарефос. В 342 до н. э. был опустошен царем Македонии Филиппом II. И. С. СКОЦИЯ. Одна из главных частей базы колонны; подобно торусу имеет вид лежащего диска, но в отличие от торуса — с вогнутым профилем ребра, который тоже называется скоцией. Зрительно выражает упругое сопротивление грузу. Л. Т. СКУЛЬПТУРА, п л а с т и к а. Вид искусства, широко практиковавшийся и весьма популярный в античной Греции. Скульптуре было отведено особенно важное — несравненно более важное, чем живописи, — место в культе и культовом искусстве: главным объектом поклонения были храмовые статуи; фронтоны храмов украшались статуарными группами, фризы (см. Фриз) — многофигурными рельефами; территории святилищ и священных участков были полны рельефов и статуй. Большое значение имела также мемориальная скульптура: скульптур614